Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин, заместитель министра, а мать — русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Школьницей Белла работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства». Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака, потом была восстановлена. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки.
Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия Нагибина. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева — Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Елизавету. В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера с которым прожила бок о бок всю жизнь.
В 1959 году, в возрасте 22-х лет, Ахмадулина написала самое известное своё стихотворение «По улице моей который год...». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс прозвучал в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950—1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот "поэтический бум" был связан с творчеством нового поколения поэтов — так называемых "шестидесятников". Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период "оттепели".
Весь литературный путь Б. Ахмадулиной — это последовательное созидание самобытного и суверенного художественного мира. Этот мир интересен и притягателен неповторимо индивидуальной эмоциональной и стилистической окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью. Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир — мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного "действа".
Стихотворные сборники:
- «Струна» (1962)
- «Озноб» (Франкфурт, 1968)
- «Уроки музыки» (1969)
- «Стихи» (1975)
- «Свеча» (1977)
- «Сны о Грузии» (1977, 1979)
- «Метель» (1977)
- альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
- «Тайна» (1983)
- «Сад» (1987)
- «Стихотворения» (1988)
- «Избранное» (1988)
- «Стихи» (1988)
- «Побережье» (1991)
- «Ларец и ключ» (1994)
- «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
- «Гряда камней» (1995)
- «Самые мои стихи» (1995)
- «Звук указующий» (1995)
- «Однажды в декабре» (1996)
- «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
- «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
- «Миг бытия» (1997)
- «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999)
- «Возле ёлки» (1999)
- «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
- «Стихотворения. Эссе» (2000)
- «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».
Б. Ахмадулина — лауреат Государственной премии СССР (1989) и РФ (2005), премии Президента России (1998), независимой премии "Триумф" (1993), международной поэтической премии "Носсиде" (Италия, 1992), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии "Брианца" (Италия, 1998). Награждена орденами Дружбы народов (1984) и "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997). Б. Ахмадулина является почетным членом Американской академии искусств и литературы (1977).
Скончалась поэтесса вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи», на 74-м году жизни. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечнососудистого кризиса. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.
Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.
В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Уникальность премии в том, что получить её можно не за книгу стихов, а за отдельное стихотворение или поэтическое произведение. Жюри у премии будет два: русское и итальянское. Вознаграждение победителей составит 3000 евро. Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле — месяце рождения Ахмадулиной.
Истинное место поэта в истории литературы становится окончательно определенным лишь с учетом исторической перспективы, уже сейчас очевидно, что Белла Ахмадулина — одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX столетия. Об этом свидетельствует как все написанное ею, так и неослабевающий с годами интерес читателей к ее творчеству.
Источники информации: