Пояснительная записка
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана в полном соответствии с учебной программой «Русский язык» для учреждений общего среднего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
Актуальность организации данного факультатива определяется необходимостью повторения, обобщения и расширения знаний, совершенствования умений, формирования языковых, речевых, коммуникативных навыков учащихся при переходе со II ступени общего среднего образования на III ступень общего среднего образования.
Цели данного курса факультативных занятий: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний, полученных при изучении учебного предмета в V–IX классах; подготовка учащихся к итоговой аттестации за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
Задачи факультативных занятий:
- закрепить знания о языковых единицах и их функциональных возможностях;
- обогатить речь учащихся разнообразными по смысловым, экспрессивным, выразительным, функционально-стилистическим возможностям средствами языка;
- совершенствовать правописные умения учащихся;
- развивать умение мотивированного употребления средств языка в конкретных условиях общения.
Факультативные занятия рассчитаны на работу с учащимися IX классов учреждений общего среднего образования и могут быть организованы учителем в течение одного года по 1 часу в неделю (35 ч).
В случае необходимости учитель может перераспределить указанные часы по своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Виды деятельности по русскому языку в факультативном курсе:
- составление плана, тезисов, конспекта текста;
- подготовка сообщений по плану, алгоритму, схеме;
- составление словарной статьи;
- проведение анализа текста по указанным критериям;
- написание рассказа, эссе и т.д.
Ожидаемые результаты
В результате освоения содержания программы факультативных занятий учащиеся имеют возможность повысить свою языковую и речевую культуру, расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал, подготовиться к изучению русского языка на повышенном уровне в X–XI классах.
Тема 1. Культура речи и речевое общение (1 ч)
Язык как система передачи информации.
Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.
Словарь культуры русской речи.
Тема 2. Фонетика (звуковая сторона слова) (3 ч)
Фонетические нормы: произношение звуков, колебания в ударении. Понятие ударения. Акцентологическое, словесное, смысловое ударение. Ошибки в произношении и ударении, возникающие под влиянием письма, местных говоров, просторечия.
Словари ударения и произношения.
Тема 3. Лексика и фразеология (смысловая сторона слова) (4 ч)
Многозначность русского слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Функции историзмов, архаизмов, неологизмов. Заимствования. Роль научной, профессиональной, терминологической, диалектной, жаргонной и арготической лексики в литературной речи. Особенности употребления фразеологизмов в различных функциональных стилях. Использование словарей, справочников энциклопедий.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это: 1) правильность выбора слова из ряда слов, близких ему по значению или по
форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в речевой ситуации. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.
Тема 4. Образование слов и правописание (6 ч)
Структура слова и значимые части слова. Разновидности морфем. Правописание морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний).
Словообразовательные нормы. Способы образования слов.
Морфемные и словообразовательные словари.
Тема 5. Части речи и правописание (10 ч)
Морфологические нормы. Причины вариантности в формах слова.
Употребление существительных: определение рода несклоняемых существительных, род существительных, обозначающих лиц по профессии. Правописание суффиксов и окончаний существительных.
Употребление прилагательных: синонимия полных и кратких форм имен прилагательных, использование степеней сравнения и форм субъективной оценки. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных слов.
Употребление числительных: особенности склонения числительных, специфика употребления числительных, синонимия собирательных и количественных числительных. Правописание числительных.
Употребление местоимений: особенности употребления местоимений различных разрядов, синонимия определительных и неопределительных местоимений.
Употребление глаголов: некоторые особенности спряжения личных глагольных форм, недостаточные и изобилующие глаголы. Употребление форм времени, наклонения, вида, их синонимия. Особенности употребления причастных и деепричастных форм. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Употребление и правописание причастий и деепричастий. Правописание Н и НН с разными частями речи.
Употребление и правописание наречий.
Употребление и правописание служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц. Правописание НЕ с разными частями речи.
Грамматические словари.
Тема 6. Словосочетание и простое предложение: грамматическая и пунктуационная норма (8 ч)
Синтаксические нормы. Словосочетание: употребление синонимичных
словосочетаний с атрибутивными, объектными и обстоятельственными отношениями.
Простое предложение: функция порядка слов, выразительные возможности порядка слов, согласование подлежащего и сказуемого в простом предложении, синонимия разных типов простых предложений. Пунктуационная норма простого предложения.
Стилистические возможности предложений с обособленными членами. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций. Стилистическое использование обращений в различных сферах общения. Пунктуационная норма простого осложненного предложения.
Пунктуация в простом предложении. Особые трудности пунктуации.
Грамматические словари.
Тема 7. Текст (3 ч)
Тема текста, основная мысль. Признаки текста: тематическое единство, развернутость, последовательность, связность (виды связи, средства связи), законченность. Подтемы текста. Ключевые слова текста.
Типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Литературная правка. Словари. Справочники.
Итого 35 часов
Источник и дополнительная информация: