Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (англ. Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde, 16 октября 1854 — 30 ноября 1900) — британо-ирландский поэт, писатель, эссеист. Оскар Уайльд один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени.
Рожден в семье сэра Уильяма Уайльда, дублинского врача-офтальмолога с мировой известностью, автора десятков книг по медицине, истории и географии. В Англии его назначили придворным хирургом, а впоследствии сделали лордом. В Стокгольме ему дали орден Полярной звезды. В Германии ученые-медики и поныне чтут его гений. Мать Оскара — леди Джейн Франчески Уайльд — светская дама, во вкусах и манерах которой был оттенок неумеренной театральности. Ей нравились символические жесты. Свои стихи она подписывала Speranza — Надежда, подчеркивая этим свою любовь к Ирландии.
С 1864 по 1871 год Оскар Уайльд посещал Королевскую порторскую школу в Эннискиллене, а после этого продолжил образование сначала в Тринити-колледж, в Дублине, а затем в Колледже Святой Магдалины в Оксфорде, который окончил с отличием в 1878 году. В Оксфорде Уайльд имел репутацию не только эстета и денди, давая повод для обсуждений всему колледжу его причудливо декорированных комнат и колких острот, но и серьезного исследователя классической литературы и талантливого поэта (еще учась на последнем курсе, он выиграл престижную премию Ньюдигейт).
Ведомый жаждой литературной славы он в 1882 году отправился с циклом лекций по городам США и Канады, сопровождаемый ироническим хихиканьем американской прессы, что не мешало ему собирать скептически настроенные, но всегда большие аудитории. Одетый в темно-лиловый бархатный жакет с кружевными манжетами, в коротких штанах, заправленных в черные шелковые гетры, в ботинках с блестящими пряжками, он проповедовал свою доктрину эстетизма, прославляя искусство и все прекрасное. В Кэмдене, Нью-Джерси, состоялась его встреча с Уолтом Уитменом, перед которой он заявил: « Я пришел сюда как поэт, чтобы пообщаться с поэтом». Встреча была сердечной и искренней, и Уитмен позднее вспоминал Уайльда как « милого, очаровательного молодого человека ».
Образ, создаваемый Уайльдом для самого себя в своих стихах, углублялся и все больше приобретал черты эстетизма. Вскоре вокруг щеголеватого денди собралось общество восторженных молодых людей. Они увидели в новом Нарциссе проповедника высшего откровения. Даже свое жилище, несмотря на скудость средств, Уайльд обставил с претенциозной роскошью, где ковры, вазы, драпировки соседствовали с портретами знаменитых актрис и изображениями обнаженных девушек.
В Париже в 1884 году женился на Констанции Ллойд. В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья, но семейному счастью не суждено было быть долгим. В 1886 году Оскар Уайльд познакомился с семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом и был совращен им. Скоро Уайльду пришлось начать жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и от своих респектабельных друзей то, что он все больше втягивался в круг молодых геев. 1891 год был необычайно плодотворным годом в его биографии. Именно в этот год увидела свет и сразу же стала пользоваться сногсшибательным успехом его повесть « Портрет Дориана Грея». В этом же году он познакомился с лордом Альфредом Дугласом — юношей, который был страстным поклонником его таланта и утверждал, что прочитал девять раз « Портрет Дориана Грея». Уайльд был восхищен красотой двадцатидвухлетнего лорда. Весной следующего года между ними уже возникла любовь. Дуглас был очаровательным, блестящим и обворожительным юношей; при этом он абсолютно пренебрегал всеми условностями света. Характер их связи никогда не подразумевал моногамии, и в какой-то момент Дуглас приобщил Уайльда к сомнительным удовольствиям в кругу молодых людей, которые за несколько фунтов и обед были готовы на все. Само собой разумеется, что все это рано или поздно должно было закончиться скандалом. Один из приятелей Дугласа каким-то образом завладел некоторыми письмами Уайльда к Дугласу, начал его шантажировать и Уайльд вынужден был выкупать эти письма. Какое-то время спустя часть писем все-таки попала в руки отца Дугласа, маркиза Квинсберри. Среди них было и знаменитое письмо, где Оскар Уайльд восторженно сравнивал Дугласа с Гиацинтом ( «Твоя сотканная из тонкого золота душа странствует между страстью и поэзией. Я верю в то, что нежно любимый Аполлоном Гиацинт был именно твоим воплощением в те античные дни»). Маркиз Квинсберри был возмущен и оскорблен таким явным подтверждением своих давних подозрений насчет сексуальных наклонностей сына и направил Уайльду небрежно набросанное оскорбительное письмо, начинавшееся со слов: «Оскару Уайльду — позеру и содомиту». Подстрекаемый Дугласом, который ненавидел своего отца, Оскар Уайльд немедленно возбудил против маркиза Квинсберри уголовное дело. Когда в соответствии с английским законом маркиз Квинсберри представил суду доказательство в виде списка из двенадцати молодых людей, которые были готовы подтвердить в суде то, что Оскар Уайльд приставал к ним с содомитскими предложениями, друзья посоветовали Уайльду отозвать иск из суда и срочно эмигрировать из Англии. Он отказался. Все получилось наоборот, и обвинения обернулись против Уайльда. Адвокат Уайльда был вынужден признать то, что маркиз Квинсберри справедливо назвал Уайльда содомитом. Не успел прозвучать оправдательный вердикт суда в отношении маркиза Квинсберри, как тут же было возбуждено уголовное дело за принуждение к содомии в отношении Уайльда и был выписан ордер на его арест.
Суд присяжных отказался вынести приговор по этому делу, судья назначил новый процесс, и 25 мая 1895 года Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ — это было максимально возможное наказание по этой статье обвинения. Судья при вынесении приговора сказал: « На мой взгляд, это наказание слишком мягкое за все содеянное этим человеком».
В мае 1897 года Оскар Уайльд был выпущен из Редингской тюрьмы. Не имея средств к существованию, с подорванным здоровьем, он уехал из Англии во Францию, где встретился с Дугласом (который вместе с Робертом Россом во время судебного процесса покинул Англию). Он поселился в Париже, в скромной квартирке под именем Себастьяна Мельмона. 30 ноября 1900 года в возрасте 46 лет Оскар Уайльд умер на чужбине от менингита. Перед смертью он сказал своему другу Роберту Россу: «Я не переживу нашего века. Уйду вместе с ним. Мы были созданы друг для друга, а будущему столетию я не мог бы дать ничего нового». Похоронили Оскара Уайльда в предместье Парижа, на кладбище в Банье. В последний путь его проводили чуть больше двадцати человек.
Каждое свое произведение Уайльд подписывал, прибавляя к своему имени титул «уранист», что в XIX веке было эквивалентно слову «гомосексуал». В тюрьме он написал пропитанное болью «De Profundis» — длинное письмо к Дугласу. Его пространная поэма «Баллада Редингской тюрьмы», (Каждый — сам убийца своей любви... Поцелуй — это орудие убийства предателя , Меч — это орудие убийства храброго воина) стала его единственным литературным произведением, опубликованным после выхода из тюрьмы.
Трагический излом его судьбы — вознесение на вершину успеха и быстрое падение вниз, сопровождаемое громкими скандалами, — существенным образом повлиял на общественное мнение. Если в то время прозвучавший над ним приговор суда вызвал озноб страха среди членов уже существовавших подпольных однополых сообществ, в наши дни суд над ним воспринимается как яркий эпизод, позволивший на весь мир заявить о существовании и в природе однополой любви — той реальности, которая утвердилась в современной жизни. Судьбу Оскара Уайльда можно назвать блистательной катастрофой, и после нее ни общественные мнения, ни частные суждения о природе чувства уже никогда не будут такими, какими были до него.
Библиография:
Пьесы:
- «Вера, или Нигилисты» (1880);
- «Герцогиня Падуанская» (1883);
- «Саломея» (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже);
- «Веер леди Уиндермир» (1892);
- «Женщина, не стоящая внимания» (1893);
- «Идеальный муж» (1895);
- «Как важно быть серьёзным» (1895);
- «Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями» (фрагменты, опубл. в 1908);
- «Флорентийская трагедия» (фрагменты, опубл. в 1908).
Романы:
- «Портрет Дориана Грея» (1891).
Повести и рассказы:
- «Кентервильское привидение»;
- «Преступление лорда Артура Сэвила»;
- «Портрет господина У. Х.»;
- «Натурщик-миллионер»;
- «Сфинкс без загадки».
Сказки, (из сборника «Счастливый Принц»):
- «Счастливый Принц»;
- «Соловей и роза»;
- «Великан-эгоист»;
- «Преданный Друг»;
- «Замечательная ракета».
Сказки, (из сборника «Гранатовый домик»):
- «Юный король»;
- «День рождения Инфанты»;
- «Рыбак и его Душа»;
- «Мальчик-звезда».
Поэмы:
- «Равенна» (1878);
- «Сад Эроса» (опубл. 1881);
- «Мотив Итиса» (опубл. 1881);
- «Хармид» (опубл. 1881);
- «Пантея» (опубл. 1881);
- «Humanitad» (опубл. 1881; лат. букв. «Во человечестве»);
- «Сфинкс» (1894);
- »Баллада Редингской тюрьмы» (1898).
Стихотворения в прозе (пер. Ф. Сологуба):
- «Поклонник» (The Disciple);
- «Творящий благо» (The Doer of Good);
- «Учитель» (The Master);
- «Учитель мудрости» (The Teacher of Wisdom);
- «Художник» (The Artist);
- «Чертог суда» (The House of Judgement).
Эссе:
- «Душа человека при социализме» (1891; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»).
Сборник «Замыслы» (1891):
- «Упадок искусства лжи» (1889; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»);
- «Кисть, перо и отрава» (1889; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»);
- «Критик как художник» (1890; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»);
- «Истина масок» (1885; впервые опубл. в журнале «Найнтинс сенчури» под названием «Шекспир и сценический костюм»).
Письма:
- De Profundis (лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь»; 1897) — письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса, её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
- «Оскар Уайльд. Письма» — письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда.
Источники информации: