Пояс Пресвятой Богородицы — христианская реликвия, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии, матери Иисуса Христа. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю).
История
Предание из Менология Василия II (иллюстрированный византийский манускрипт) рассказывает, что пояс и риза Богородицы перед её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. При императоре Юстине II (565—578 годы) в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос .В IX веке Иосиф Студит написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии.
Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886—912 годы) и нашли Пояс, опечатанный золотым хрисовулом императора Аркадия, содержащим точную дату его положения — 31 августа. Димитрий Ростовский (русский церковный деятель, епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор) так описывает причину и обстоятельства вскрытия ковчега:
"…супруга его Зоя была мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на неё будет возложен пояс Пресвятой Богородицы.
О сем видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил патриарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не повреждённым от времени; все облобызали его с благоговением. И как только патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего." [Димитрий Ростовский. Жития святых (31 августа)]
Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.
После этих событий патриарх Евфимий составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление Ее храма в Халкопратии, а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность (в месяцесловах он отмечен знаком «малый праздник»).
История пояса Богородицы драматична: на реликвию не раз покушались, мечтая тайно завладеть хотя бы ее частицей. Однажды в древности жители греческого острова Айнос попросили привезти пояс, чтобы ему поклониться. Монахи, сопровождавшие святыню, остановились в доме одного священника. Его жена ночью тайком отрезала часть пояса. Утром монахи сели на корабль, но он не смог сдвинуться с места, несмотря на все усилия команды. Замер, словно приклеенный! Женщина раскаялась и вернула украденный кусочек.
В 1821 году, во время войны за освобождение Греции, пояс был отправлен по просьбам жителей на остров Крит. Когда монахи готовились к возвращению на Афон, их захватили турки и повесили. Пояс забрал британский консул Доменико Сантантонио – он увез его с собой на остров Санторин. Местный епископ тут же уведомил об этом монастырь Ватопед. За поясом оттуда послали монаха Дионисия. Консул согласился отдать его, но запросил колоссальный по тем временам выкуп – 15 тысяч пиастров. Это целый сундук денег, но жители острова собрали требуемую сумму. И тут повторилась история с женой священника на Айносе. Жена консула тайком от мужа отрезала кусочек пояса. И на семью обрушились несчастья – умер ее муж, мать и сестры заболели. В 1839 году вдова консула написала об этом в Ватопед и попросила, чтобы монахи взяли обратно отрезанный кусочек.
Мусульмане тоже почитают эту реликвию. В 1864 году реликвию привезли в Стамбул – там была эпидемия холеры. Как только корабль с поясом вошел в гавань, эпидемия прекратилась. Султан приказал принести святыню к себе во дворец и с большим уважением отнесся к ней. Тогда же в список чудес, связанных с поясом, было внесено другое удивительное происшествие. Реликвию принесли в дом к греку, у которого только что умер сын. Монахи с молитвой прикоснулись поясом к умершему – и он ожил.
На глазах у тысяч людей в 1894 году произошло чудо на острове Мадитос – его опустошала саранча. Но как только корабль с поясом Богородицы вошел в гавань, тучи насекомых вдруг бросились в море.
Самое великое чудо, связанное с поясом Богородицы, происходит уже два тысячелетия, повторяясь множество раз: он дарит бесплодным радость материнства.
Материнство
Афонские монахи нашли способ помочь женщинам и при этом не нарушить устав своей обители. На ларце, в котором хранится реликвия, освящают ленты. А потом в пакетиках раздают мужьям для их жен. Эти льняные ленточки принято с молитвой повязывать вокруг талии и носить до самых родов.
Замечено, что они помогают даже в исцелении раковых больных. Но афонские монахи предупреждают, что к такому пояску нужно относиться не как к амулету. Нося его, важно соблюдать христианские заповеди, исповедоваться и причащаться.
Семей, которым помог пояс Богородицы, в мире так много, что это чудо не подвергают сомнению даже скептики. На Афон счастливые женщины присылают фотографии обретенных детей.
Ученым пока не удалось исследовать святыню и провести анализ ее волокон, как, например, Туринской плащаницы. Но то, что пояс очень древний, видно невооруженным глазом – ткань пожелтела от времени, она, скорее всего, соткана из верблюжьей шерсти. В ларце пояс хранят свернутым, он закрыт стеклом. Верующие отмечают, что он кажется теплым.
Хроники
Подлинность реликвии подтверждает и то, что ее судьба прослеживается во многих исторических летописях. Из них известно, что Божия Матерь сама отдала пояс двум иерусалимским вдовам, святыня хранилась их наследниками. При императоре Аркадии в четвертом веке пояс был перенесен в Константинополь.
Спустя четыреста лет тяжело заболела жена другого византийского императора Льва VI Мудрого Зоя. На нее возложили пояс – и она исцелилась. В честь этого события был учрежден особый церковный праздник, оно отображено на иконах.
В Х веке пояс Богородицы был разделен на части, одна из которых тогда оказалась в Грузии, в Зугдиди, где и хранится до сих пор. Другую часть реликвии византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых ее отбили болгары. В четырнадцатом веке сербский князь Лазарь I, которому досталась святыня, подарил пояс Ватопедскому монастырю.
Местонахождение
Пояс Пресвятой Богородицы хранится в Ватопедском монастыре на святой горе Афон.
В монастырь можно отправить письмо с просьбой выслать пояски (описав свою ситуацию), освященные на поясе Пресвятой Богородицы.
Адрес монастыря:
Vatopedi Monastery
63086 Karyes, Mount Athos
Greece
телефон 8-10-30-23770-41488
факс (на автомате) 8-10-30-23770-41462
После падения Константинополя известно также о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:
- монастырь Троодитисса (Кипр)
- Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) — часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
- Прато (Италия) — Sacra Cintola — реликвия, предположительно захваченная крестоносцами во время I Крестового похода в Иерусалиме у православных, почитается как пояс, который Дева Мария вручила апостолу Фоме в момент своего Вознесения. Принесён в Прато в XIII веке, хранится в кафедральном соборе города (en: Prato Cathedral).
Принесение в Россию в 2011 году
Часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, 20 октября 2011 года по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Изначально в число городов входили Санкт-Петербург, Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Дивеево, Саранск, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград и Москва, позже «в связи с беспрецедентным количеством верующих, желающих поклониться Честному Поясу Пресвятой Богородицы, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» в график провоза были включены Тюмень, Волгоград и Ставрополь.
Ранее на все просьбы из других стран, в частности, из США и Румынии, Ватопедский монастырь отвечал отказом. Исключение было сделано лишь для России.
Города и даты принесения святыни в Россию:
- Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь 20—24 октября;
- Екатеринбург, Троицкий собор 24—27 октября;
- Норильск, храм во имя иконы «Всех скорбящих радость» 27—29 октября;
- Владивосток, Уссурийск, Покровский храм 29 окт.—1 ноября;
- Красноярск, Покровский кафедральный собор 1—3 ноября;
- Тюмень, Свято-Троицкий монастырь 3—4 ноября;
- Нижний Новгород, Александро-Невский собор 4—6 ноября;
- Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь 6—7 ноября;
- Саранск, Собор Святого Феодора Ушакова 7—10 ноября;
- Самара, Покровский кафедральный собор 10—12 ноября;
- Волгоград, Казанский собор 12—13 ноября;
- Ростов-на-Дону, Собор Рождества Пресвятой Богородицы 13—16 ноября;
- Ставрополь 16—17 ноября;
- Калининград 17—19 ноября
- Москва 19—27 ноября.
Итого: 15 городов, 38 дней. По состоянию на 16 ноября 2011 года — более 1890 тыс. паломников.
Принесение святыни в Москву
Пояс Богородицы прибудет в Москву 19 ноября 2011 года в 15.00 мск. После молебна в аэропорту он будет доставлен в храм Христа Спасителя, где в 16.00 мск начнется Всенощное бдение, которое возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В 17.00 мск Пояс Богородицы прибудет в храм. Предстоятель Русской православной церкви и сослужащее ему духовенство выйдут встречать святыню.
Как сообщают сотрудники храма Христа Спасителя, в субботу 19 ноября храм откроется в 10.00. После того, как духовенство и максимальное число прихожан войдут в храм, доступ в него будет прекращен и начнет формироваться очередь на улице.
Для тех, кто находится в храме, доступ к Поясу откроется в ходе вечерней службы. Затем святыня будет доступна для поклонения всем, кто не успел войти в храм и ожидает на улице (предположительное время — 00.00).
Утром 20 ноября - в день 65-летия предстоятеля Русской православной церкви — будет совершена божественная литургия, которую возглавит сам патриарх Кирилл, в этот день в храме будут присутствовать главы и представители поместных церквей, а также сотни священнослужителей РПЦ. Как сообщается на сайте храма Христа Спасителя, в этот день доступ к святыне будет приостановлен с 9.00 до 9.30.
Так как пребывание святыни в Москве совпадает с праздничными мероприятиями в связи с 65-летием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, столичные власти рекомендуют москвичам не планировать поклонение Поясу Богородицы в первые дни пребывания святыни в храме Христа Спасителя из-за приезда многочисленных иностранных делегаций.
Доступ прихожан для поклонения Поясу Богородицы будет круглосуточным до 21.00 мск 27 ноября.
В дни пребывания святыни в Москве у храма Христа Спасителя будут нести постоянное дежурство несколько отапливаемых автобусов для размещения медицинских бригад, приема больных и нуждающихся в помощи людей.
Также в районе храма будут дежурить машины скорой помощи и МЧС, будет задействована служба психологической помощи Москвы. Кроме того, там будут установлены 300 туалетных кабинок.
Кормить паломников по рекомендуемым властями Москвы минимальным ценам будут в 14 нестационарных торговых точках около храма и восемь точек вдоль набережной. Рядом с храмом по адресу Волхонка, 13 — будет работать специальный диспетчерский пункт такси для паломников, уже поклонившихся святыне и направляющихся домой. Там же будет организована стоянка такси.
Источники информации:
- zhizn.ru — статья из интернет-версии газеты «Жизнь»;
- isihazm.ru — статья «Честной Пояс Богоматери Афон»;
- ria.ru — актуальная информация о Поясе Богородицы с новостного портала «РИА НОВОСТИ»;
- wikipedia.org — материал из Википедии — свободной энциклопедии.