Капоэйра – это вид бразильского боевого искусства, в которое входят элементы танца и акробатики.
Капоэйра – это сложная квинтэссенция танца, игры и борьбы, приправленная традиционными афро-бразильскими специями, хотя для каждого человека она своя и четкого определения дать нельзя.
История развития:
Наиболее вероятная версия такова: прообраз капоэйра был создан индейцами южно-американского континента, которые передали его обитателям киломбуш. Достоверно же известно следующее. В XVII веке на территории Бразилии проходили многочисленные колониальные войны. Африканцы бежали в джунгли и создавали свободные сообщества - “киломбуш”. На этих же территориях еще оставались многочисленные неколонизированные племена индейцев. Высока вероятность контактов между обитателями “киломбуш” и индейцами. “Киломбуш” периодически подвергались нападениям рабовладельцев и их обитателям пришлось учиться защищать себя. Известно не менее десяти крупных районов, полностью контролируемых рабами. Можно предположить, что при недостатке оружия практиковалось обучение приемам рукопашного боя, приемам защиты и нападения без оружия. Возможно, там и зародилась капоэйра - смесь свободного духа Африки и реальной жестокости сражений с рабовладельцами.
Развитие капоэйра в тот период неразрывно связано с легендарной фигурой капоэйристских легенд - Зумби. Это бразильская разновидность всенародного заступника и защитника униженных и оскорбленных, мечта о вожде, подобном Робину Гуду или Емельяну Пугачеву. Зумби душ Палмереш возглавлял один из крупнейших “киломбуш”, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.
В начале 1800-х годов капоэйра стала распространяться за пределы “киломбуш”. Уличная капоэйра Рио в те годы если и отличалась от капоэйра Сан-Паулу, то вовсе не техникой, все различия между ними сводились к этническому составу банд. Уличные банды Рио были преимущественно черными. Безжалостные, чрезвычайно опасные в ближнем рукопашном бою, они были настоящей угрозой для жизни мирных людей. Капоэйристы, не задумываясь, пускали в ход ножи или бритвы, зажатые между пальцев рук или ног.
Главной легендой капоэйры считается Бизауро-де-Ойро - непревзойденный мастер рукопашного боя, капоэйрист-легенда, ушедший из круга непобежденным. Человек-миф, его реальный прототип - Мануэль Энрике, сын Жуана и Марии, простых крестьян из Санту-Армару, что в штате Байя. Считается, что учителем Бизауро был бывший раб - легендарный местре Алипиу. Бизауро безукоризненно владел ножом и бритвой.
И всё же основная заслуга в популяризации и систематизации современной капоэйра принадлежит двум уникальным людям: местре Бимба (Мануэль душ Реиш Мачаду) и местре Паштинья (Висенте Ферейра).
Такой, какой мы привыкли видеть капоэйру сегодня, ее сделал местре Бимба. Мануэль душ Реиш Мачаду родился в 1900 году в Сальвадоре, штат Байя. По его словам, прозвище “Бимба” прилипло к нему с момента рождения. Так окрестила его женщина, помогавшая матери при родах. Мать, мечтавшая о мальчике, почему-то была уверена в том, что родит девочку. А повитуха, принимавшая новорожденного, якобы воскликнула: “Пресвятая дева, да это же “бимба”. "Главное не то, как ты держишь подбородок, а то, что у тебя внутри. То, что позволяет тебе взорваться энергией в нужное время и в нужном месте", - этому учил юного Бимбу его первый учитель - Бентиньу. Бимба хорошо запомнил те уроки и уже в зрелом возрасте частенько вспоминал мудрого наставника, научившего его любить капоэйру. О местре Бимба широкая бразильская общественность узнала из статьи в газете “A Tarde”, опубликованной в августе 1936 года. Статья называлась: “Не просто схватить капоэйриста”. В ней рассказывалось о том, как местре Бимба в одиночку и без оружия, используя только технику капоэйра, смог отбиться от целого отряда вооруженных недобросовестных полицейских.
Техника боя великого Мастера была практически безукоризненной, а подавляющее большинство приемов из богатейшего арсенала с успехом применяют и современные капоэйристы. “8 последовательностей Бимбы” по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов. Бимба разработал методики преподавания капоэйра, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Он модернизировал технику падений и большинство ay-элементов, усовершенствовал вращательные движения со сменой уровня и возвел в абсолют непредсказуемые для соперника приемы ухода с линии атаки. Также была полностью методически разработана техника джинги. Капоэйра до Бимбы и после него - это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.
Его жизненным кредо был девиз: “Быть, а не казаться!” Бимба - мастер законченности движения и отточенности форм - любил повторять: “Чтобы встать как утес, скала должна устоять под ударами бури...” Свое второе прозвище - “Три удара” - местре Бимба получил потому, что именно столько ударов - а то и меньше! - “держал” в кругу любой из его противников.
Второй человек, внесший неоценимый вклад в искусство капоэйра - Местре Висенте Ферейра Паштинья (1889 -1982), выдающийся представитель стиля “Ангола”, единственный из всей плеяды мастеров капоэйра того времени, кто сумел подняться до уровня местре Бимба. Паштинья предпочитал “общаться” с учениками на языке старых мастеров и был верен традициям древней капоэйры. Название его стиля - Капоэйра Ангола. Этим названием местре Паштинья изначально подчеркивал свою приверженность ортодоксальному стилю капоэйры. "Капоэйра, - говорил местре Паштинья, - открыта для всех: и для мужчин, и для стариков, и для детей, и даже для женщин. Не научиться ей может только тот, кто не хочет делать этого. Поэтому, если вы предпочитаете медленную игру и работу на нижнем и среднем уровнях, то ваш стиль - капоэйра Ангола. Если же вас привлекают акробатические сальто, ритм и игра вверху, то вы найдете себя в динамичной и современной капоэйра Режионал".
Право выбора - великое право, выстраданное многими поколениями бойцов. Однако самые мудрые из нас понимают, что капоэйра не терпит пустоты. Это значит, что там, где заканчивается Ангола, начинается Режионал - и наоборот. Не нужно спорить и занимать крайнюю позицию, нужно набираться мастерства и быть готовым к любому вызову. Великий капоэйрист отличается от хорошего тем, что принимает правила динамичной и взрывной игры с легкостью и непринужденностью. Гениальный же просто играет в свою игру и самовыражается, а в этом и состоят красота, счастье, смысл и предназначение древнего танца-боя, как говорил Философ капоэйра - Местре Паштинья.
Источник информации: