Литовцы (лит. lietuviai, ед. ч. lietuvis) — европейский народ, большая часть которого проживает в Литве. Литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи.
Некоторые факты указывают на то, что группа балтийских языков существовала обособленно от других индоевропейских языков уже с X века до н.э. Восточно-балтийские языки отделились от западно-балтийских (или, видимо, от гипотетического прото-балтийского языка) между 400–600 годами. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в 800-ых годах, тем не менее они ещё долго оставались диалектами одного языка. Промежуточные диалекты существовали, как минимум, до XIV–XV веков, а по всей видимости, вплоть до XVII века.
Основой формирования литовского этноса были различные балтийские племена скотоводов и земледельцев, предки которых еще в начале 2-го тыс. до н.э. проникли с юго-запада в бассейн Немана и Западной Двины, неся с собой развитую неолитическую культуру шлифованных «боевых топоров». Некоторые современные исследователи связывают этническое происхождение литовцев с балтской археологической культурой штрихованной керамики (XIII в. до н.э. — III в. н.э.).
Археологические памятники и письменные источники 1 — нач. 2-го тыс. н.э. позволяют наметить районы расселения этих племен. Главнейшими из литовских племен были аукштайты («литва» в рус. летописях), и жемайты (жмудь). Вошли в состав литовцеы также часть судавов (ятвяги), южные группы куршей (корсь) и земгалов (земигола).
В IX–XII вв. с развитием производительных сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и др. ремесла) усиливается взаимодействие между территориально-племенными группами литовцев, растет среди них социальная дифференциация, возникают раннефеодальные отношения, постепенно складывается литовская народность.
С XI–XIII вв. аукштайты и жемайты населяли почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть территории Балтийской гряды. Этнической консолидации литовцев способствовало образование в 1-й пол. XIII в. Литовского государства, которое окрепло в упорной борьбе с Тевтонским орденом. Внутри этого государства в течение XIV–XVI вв. развивались связи литовцев с восточно-славянскими народами — русскими и белорусами. С XIII по XVI в. в состав литовской народности, помимо собственно литвы, вошли часть ятвягов, всё племя носителей культуры грунтовых могильников Жемайтской возвышенности, южные части селов, земгалов и куршей, а также части скальвов, пруссов и некоторых других балтских племен.
Борьба с Тевтонским орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в конце XIV в. феодальной элитой католичества также способствовало полонизации литовских помещиков и распространению среди них польского языка. Однако большинство крестьян сохраняло свой родной язык, свою самобытную материальную и духовную культуру. Даже литовцы района Клайпеды (Мемеля), попавшие в XIII в. под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении нескольких веков насильственной германизации, не утратили своего этнического самосознания.
В период феодализма с характерной для него экономической обособленностью отдельных районов внутри единого литовского народа выделились местные этнографические группы, различающиеся между собой по диалектам и некоторым культурно-бытовым особенностям. Кроме жемайтов и аукштайтов, сохранявших наименование и локализацию древних племен, такими группами были, например, дзуки на юго-востоке Литвы (потомки части судавов), восточные занеманцы — капсай и западные занеманцы — занавикай.
Великий князь Витаутас (Витовт) объясняет императору Сигизмунду в 1420 г., что значат названия аукштайтов и жемайтов на литовском языке: «...Вы сделали и объявили решение по поводу Жемайтской земли, которая есть наше наследство и вотчина из законного наследия наших предков. Ее и теперь мы имеем в своей собственности, она теперь есть и всегда была одна и та же самая Литовская земля, поскольку есть один язык и одни люди. Но поскольку земля жемайтов есть земля, более низкая, чем земля Литвы, по этой причине по-литовски Жемайтию называют нижней землей (terra inferior). А жемайты называют Литву Аукштайтией, то есть высшей землей (terra superior respectu) по отношению к Жемайтии. Также люди Жемайтии с древних времен называли себя литовцами, и никогда жемайтами, и из-за такого тождества мы в своем титуле не пишем о Жемайтии, так как все есть одно — одна земля и одни люди» (пер. по тексту: Codex epistolaris Vitoldi (1376-1430) / Ed. A. Prochaska. Cracoviae, 1882. № 861, 1882. S. 467).
Исторические данные позволяют утверждать, что в XVI в. современники относили к Литве прежде всего этнически литовские Виленский, Вилькомирский, Ковенский, Трокский и Упитский поветы (уезды), а также ряд белорусских поветов.
Литовский язык сложился в XVII в. на основе аукштайтского диалекта. Для него характерно сохранение архаических индоевропейских черт, главным образом системы гласных звуков и склонений. Наиболее ранний письменный памятник литовского языка датируется 1545 г. и представляет собой молитву, написанную от руки на последней странице выпущенной в Страсбурге книги «Tractatus sacerdotalis». Текст придерживается дзукийского диалекта и, по всей видимости, списан с более раннего оригинала. В 1547 г. пастор Мартин Мажвид (Мосвидиус), деятель Реформации, издал в Кёнигсберге первую книгу на языке местного населения (жмуди) — лютеранское наставление «Простые слова катехизиса», набранную латинским алфавитом. Книга содержит первый литовский учебник — «Лёгкая и скорая наука чтения и письма», в котором автор приводит алфавит и несколько предложенных им грамматических терминов. В 1620 г. появляется и первый учебник литовского языка, впоследствии переживший пять изданий — «Dictionarium trium linguarum» Константинаса Сирвидаса. В 1653 г. издаётся учебник грамматики — «Grammatica Litvanica» Даниэлюса Кляйнаса. Так в XVII веке начинается научное исследование литовского языка, которое стало с появлением в XIX веке сравнительного языкознания особенно интенсивным.
В 1795 и 1815 гг. этническая территория литовцев (кроме Клайпедского края) вошла в состав Российской империи. Во 2-й пол. XIX в. в Литве складывается современная литовская нация. диалект литовцев Занеманья в XIX в. лег в основу литовского литературного языка.
Литовцы принимали участие в польских восстаниях против российского правления в 1830-1831 и в 1863-1864 гг. После жестокого подавления второго восстания, не без ходатайства графа М.Н. Муравьёва-Виленского, генерал-губернатора Северо-Западного края Российской Империи, началось национальное становление жмудинов. 25 августа 1866 г. Император Александр II издал Указ гарантировавший литовскому языку гражданское право в школах Сувалкской и других литовских территорий. Прежде всего, было налажено начальное образование среди детей крестьян. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный учительский семинар в Вейверах, а также был учреждён ряд стипендий в российских университетах, предназначенных специально для детей крестьян из этих трёх литовских губерний; целью было вывести местное население из-под влияния польской культуры. Начали работу школы, в которых обучение велось на местном жмудском языке, так тогда назвали нынешний литовский язык. На литовском языке (на кириллице) начали выходить печатные издания. На местах, в глубинке, его культивировали, прежде всего, католические священники — ксендзы, такие как, например, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас.
Многие молодые люди из более зажиточных семей поехала получать высшее образование в столичные высшие учебные заведения Российской Империи. Среди них, например, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основатели государства литовцев. Обучался в Московском университете и Йонас Яблонскис — создатель «Грамматики литовского языка», который был впервые им нормирован в 1901 году благодаря тому, что он ввёл оригинальный алфавит, основанный на латинице. Запрет латинского шрифта в литовском языке на территории Российской иимперии привел к широкому проникновению публикаций на латинице из литовского Клайпедского края, вошедшего в состав Восточной Пруссии. Запрет на латинский алфавит был снят только в 1904 г.
Русская революция 1905 вызвала рост национального самосознания литовцев, а 4-5 декабря 1905 г. в Вильнюсе собрался Национальный съезд из почти 2000 делегатов, который принял резолюцию, требовавшую создания автономии из районов, населенных этническими литовцами.
К концу 1915 г. большая часть литовской территории была оккупирована германскими войсками. Новые власти санкционировали в сентябре 1917 г. созыв Литовской ассамблеи в Вильнюсе. Ассамблея учредила Литовский совет из 20 членов, который 16 февраля 1918 г. провозгласил независимость Литвы. Немецкая оккупация Литвы продолжалась до ноября 1918 г., затем в пределы Литвы вошла красная армия, а в феврале 1919 г. была провозглашена Литовско-Белорусская советская республика. В апреле 1919 г. поляки заняли Вильнюс, а затем и всю территорию Литвы. Договором от 12 июля 1920 г. советская Россия признала независимое Литовское государство и освободила Вильнюс от польских войск.
3 августа 1940 г. Литва была включена в состав СССР как Литовская Советская Социалистическая Республика. Советизация всех сфер жизни включала в себя национализацию собственности и преобразование системы образования и культуры.
11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы провозгласил независимость страны, что знаменовало начало нового периода в развитии литовской нации как нации государственной.
В настоящее время литовцами себя считают около 4,2 миллиона человек (включая лиц, не владеющих литовским языком).
Прусские литовцы (летувининки) — особая группа литовцев, до 1945 г. населявшая север и восток Восточной Пруссии — Малую Литву (ныне Калининградская область России и Клайпедский край Литвы). По германской переписи 1890 г. их было 121 тыс. чел. В отличие от остальных литовцев они были в основном лютеранами и противопоставляли себя остальным литовцам (литовцам Большой Литвы), которых они называли жемайтами. Прусские литовцы спользовали для литовского языка другую орфографию и готический шрифт, по культуре были близки немцам. В 1945 г. прусские литовцы вместе с остальным населением Восточной Пруссии в основном переселились в Германию, где значительно ассимилировались с немцами, однако часть их осталась на территории Литвы.
Источники и дополнительные материалы:
Дополнительно на Genon.ru: