Согласно статье 8 Закона «О средствах массовой информации» редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Несмотря на то, что редакция может осуществлять свою деятельность и без образования юридического лица распространение продукции незарегистрированного СМИ является незаконным и влечет административную ответственность.
При этом СМИ может осуществлять свою деятельность, зарегистрировавшись в качестве юридического лица.
Таким образом, СМИ может быть зарегистрировано в форме ООО или АО, а также некоммерческой организации, в зависимости от целей создания. При осуществлении своей деятельности в форме юридического лица СМИ в обязательном порядке должно будет встать на налоговый учет и иметь круглую печать, в которой будет содержаться полное наименование юридического лица, ОГРН, ИНН.
Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
Если же СМИ не зарегистрировано в качестве юридического лица, то сам факт регистрации СМИ в порядке, установленном законом «О СМИ», не наделяет редакцию данного СМИ статусом юридического лица, в связи с чем указанная редакция не может выступать полноправным участником хозяйственного оборота и субъектом гражданско-правовых отношений, а лишь имеет возможность реализовывать те права и нести те обязанности, которые предусмотрены Законом и не вызывают необходимости получения статуса юридического лица.
Таким образом, если СМИ зарегистрировано не в качестве юридического лица, а только в качестве средства массовой информации, не прошло в установленном порядке процедуру государственной регистрации в качестве юридического лица, оснований для признания данного СМИ юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации (российской организацией), не имеется, в связи с чем не имеется оснований для постановки указанного информационного агентства на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика-организации.
Свидетельства о регистрации СМИ подразделяются на электронные и печатные, те в свою очередь делятся по форме периодического распространения:
- телепрограмма, радиопрограмма, кинохроникальная программа, видеопрограмма, аудиопрограмма;
- электронное периодическое издание, регистрация интернет сайта как СМИ;
- печатное средство массовой информации с обязательным указанием вида (газета, журнал, бюллетень, альманах, сборник);
- информационное агентство.
Контролем над деятельностью средств массовой информации, а также их лицензированием занимается Министерство информационных технологий и связи РФ, в частности Россвязьнадзор. Ознакомится с деятельностью этой организации, а также с основными положениями, структурой и нормативными документами можно на официальном сайте Россвязьнадзора.
Отдельно по регистрации конкретных видов СМИ можно почитать на следующих сайтах:
- Регистрация газеты
- Регистрация журнала
- Регистрация альманаха, бюллетеня, сборника, справочника
- Регистрация радиопрограммы, радио
- Регистрация телепрограммы, телеканала
- Регистрация сайта, интернет-СМИ
Государственная пошлина за регистрацию зависит от территории распространения будущего СМИ.
За государственную регистрацию СМИ, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на всей территории РФ, за её пределами, на территории нескольких субъектов РФ:
Тип СМИ |
Обычное
|
Рекламное |
Эротическое |
Для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения |
Периодическое печатное издание |
2000 руб. |
10 000 руб. |
20 000 руб. |
400 руб. |
Информационное агентство |
2400 руб. |
12 000 руб. |
24 000 руб. |
480 руб. |
Радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа |
3000 руб. |
15 000 руб. |
30 000 руб. |
600 руб. |
Иное СМИ |
3000 руб. |
15 000 руб. |
30 000 руб. |
600 руб. |
За государственную регистрацию, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона:
Тип СМИ |
Обычное
|
Рекламное |
Эротическое |
Для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения |
Периодическое печатное издание |
1 000 руб. |
5 000 руб. |
10 000 руб. |
200 руб. |
Информационное
агентство
|
1 200 руб. |
6 000 руб. |
12 000 руб. |
240 руб. |
Радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа |
1 500 руб. |
7 500 руб. |
15 000 руб. |
300 руб. |
Иное СМИ |
1 500 руб. |
7 500 руб. |
15 000 руб. |
300 руб. |
За выдачу дубликата свидетельства и за внесение изменений в свидетельство государственной регистрации — 20% размера государственной пошлины, уплаченной за его регистрацию.
Если есть время, то можно зарегистрировать самостоятельно, а если нет времени, то лучше обратиться к посредникам. Адреса фирм, предоставляющих такие услуги:
- advokat.dymskaya.ru — юридические услуги адвоката Ирины Евгеньевны Дымской;
- юридическая фирма «Парм» (сайт компании: parm.ru) предлагает широкий спектр юридических услуг (политикой компании является индивидуальный подход к клиенту);
- фирма «Интелс» (uki.ru) предоставляет комплекс юридических услуг в сфере корпоративного права;
- на сайте ООО «Хостинг-консалт» (hostingconsult.ru) можно прочитать необходимую информацию о регистрации СМИ и оформить заявку на необходимые услуги.
Источники информации:
- businessuchet.ru — портал «Бухгалтерский учет и налоги»: регистрация средств массовой информации;
- firmreg.ru — сайт «Открытое право»: информация о регистрации различных СМИ, а также расценки на их лицензирование;
- adres495.ru — помощь в регистрации юридического адреса в г. Москве.