Франчайзинг (от франц. franchise — льгота, привилегия, вольность; освобождение от налогов, взноса) — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (ройялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения. При этом франчайзер получает право контроля за качеством производимых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).
В Гражданском кодексе РФ такие отношения называются коммерческой концессией и регулируются гл. 54 ГК РФ.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Пользователь (франчайзи) получает возможность использовать лицензии, корпоративный стиль, проверенную на рынке торговую марку, обучать сотрудников, получать консультации и т.д., в обмен на необходимость соблюдения требований характерных для использования выбранной торговой марки, контроля со стороны правообладателя (франчайзера) и плату (роялти).
Источники:
Дополнительно на Genon.ru: