В декабре 2012 года средства массовой информации опубликовали сведения о том, что с 1 января 2013 года вступят в силу поправки, внесенные в статью 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которым «управление транспортным средством, на ветровом и передних боковых стеклах которого установлены дополнительные предметы или покрытия многократного использования, ограничивающие обзорность с места водителя» признано правонарушением с последующим наложением штрафной санкции в размере 500 рублей с конфискацией предмета, ограничивающего видимость дороги.
Поскольку в поправке понятие «дополнительные предметы» расплывчато и не содержит перечня запрещенных средств, то некоторые СМИ восприняли информацию, как предполагаемый запрет на установку видеорегистраторов, навигаторов на ветровом стекле автомобиля.
Для того чтобы понять и более правильно ответить на вопрос о «запрете» видеорегистраторов и навигаторов с 1 января 2013 года, следует обратиться к первоначальному тексту законопроекта, который опубликован на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации в «Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности».
- В автоматизированной системе законопроект имеет следующее наименование:
Законопроект № 177492-6 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за управление транспортным средством, на ветровом и передних боковых стеклах которого установлены покрытия многократного использования, ограничивающие обзорность с места водителя)
Согласно тем данным, которые представлены в автоматизированной системе, законопроект № 177492-6 принят к рассмотрению Государственной Думой 17 декабря 2012 года, а его первое чтение состоится не ранее 14 февраля 2013 года. Из этого следует, что законопроект еще не принят и с 1 января 2013 года поправки, вносимые в статью 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут вступить в законную силу.
- Что касается самих поправок, то в статью 12.5 КоАП РФ предложено внести часть 3.2, согласно которой:
«Управление транспортным средством, на ветровом и передних боковых стеклах которого установлены дополнительные предметы или покрытия многократного использования, ограничивающие обзорность с места водителя, – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения».
- А в пояснительной записке к законопроекту № 177492-6 содержится тот самый предполагаемый перечень «дополнительных предметов»:
«...установлены факты использования... так называемой съемной тонировки, т.е. использования на ветровом и передних боковых стеклах различного рода легко демонтируемых приспособлений (быстросъемные солнцезащитные шторки, пластиковые накладки, сетчатые, перфорированные светофильтры, дополнительные стекла с покрытием и др.), ухудшающих светопропускание стекол».
Также из пояснительной записки следует, что депутаты не удовлетворены работой поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях, вступившими в силу с 1 июля 2012 года, запрещающие эксплуатацию транспортного средства, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, потому как водители стали применять «съемную тонировку».
Таким образом, законопроект направлен на усовершенствование административного законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью запрета использования предметов, применяемых для тонирования стекол, которые ограничивают обзорность с места водителя.
На этом основании некоторые юристы придерживаются следующего мнения:
О видеорегистраторах и навигаторах в пояснительной записке, а равно и в самой поправке к статье 12.5 КоАП РФ, сведения о запрете не содержатся. Поэтому установка видеорегистраторов и навигаторов с помощью креплений на ветровом стекле находится в правовом поле Российской Федерации и административной ответственности за их использование в законе нет, а также не предполагается введение ответственности с 1 января 2013 года.
В то же время надо учитывать, что юридическую силу будет иметь только та формулировка, которая войдет в окончательно принятый закон. Если в ней по-прежнему будет использоваться предельно общее понятие «дополнительные предметы» (без уточнения перечня), то видеорегистраторы и навигаторы могут оказаться под запретом.
Источники и дополнительная информация:
- asozd2.duma.gov.ru — законопроект № 177492-6;
- uralweb.ru — статья «Госдума объявила войну видеорегистраторам»;
- top.rbc.ru — статья «Госдума рассмотрит закон о запрете видеорегистраторов...»;
- uralweb.ru — статья «В Госдуме утверждают, что не запрещали видеорегистраторы»;
- aif.ru — статья «Госдума опровергла информацию о запрете видеорегистраторов»;
- 66.ru — комментарий УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области о якобы готовящемся запрете видеорегистраторов.