Холизм (от др.-греч. оλος — целый, цельный) — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям.
В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом и политическим деятелем Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».
Принцип
Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. В связи с этим, многими холистическими мыслителями религиозной и трансцендентальной ориентации делался вывод, что развитие мира должна направлять некая внешняя по отношению к нему сила, хотя, например, такой выраженный имманентист, как Г. Гегель, тоже был последовательным холистом.
В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.
Холизм в истории философии
Холизм господствовал в европейской философской мысли с древности до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира», или же «микрокосм в макрокосме». Представитель классического немецкого идеализма Г.В.Ф. Гегель говорил: «только целое имеет смысл».
Однако с развитием в XVII—XIX веках науки и распространением в философии и естествознании механистических и редукционистских идей возобладал взгляд на любую систему как на производное частей, и окрепло убеждение, что свойства любого объекта могут быть выведены из анализа его составляющих элементов. Соответственно, холистический принцип стал восприниматься как не имеющая практической ценности философская концепция и оказался оттеснённым на периферию общественного сознания.
Интерес к идеям холизма снова возрос в XX веке в связи с кризисом классической картины мира и расцветом герменевтики. Собственно, в это время и появился термин — в «философии целостности» Я. Смэтса.
Холистический принцип в современном философствовании
Xолизм присущ множеству философских концепций развития, в том числе оказавшихся под влиянием идей А. Бергсона и А. Н. Уайтхеда. Выделяют онтологический холизм (утверждает верховенство целостностей перед отдельными элементами) и методологический холизм (объясняет отдельные феномены в их связи с целостностями). В широком смысле холизм представляет собой установку на учет всех сторон рассматриваемого явления и критическое отношение к любому одностороннему подходу. Холизм пользуется широкой популярностью в самых разных учениях. Его приверженцами выступили А. Ломан, А. Мейер-Абих, Дж. Холдейн, он стал основой гештальтпсихологии, феноменологии Э. Гуссерля, ряда направлений социальной философии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Н. Луман) и современной философии науки (тезис Дюгема-Куайна, тезис Куна-Фейерабенда).
В настоящее время холизм разрабатывается в общей теории систем. Из холистических представлений исходит часто используемое понятие синергии. Практическим воплощением идеи холизма является возникшее в синергетике понятие эмерджентности, то есть возникновения в системе нового системного качества, несводимого к сумме качеств элементов системы. Открыто опирается на холистический принцип К. Уилбер в развиваемой им философской концепции интегральной психологии.
Источники информации: