Одной из самых оригинальных моделей в истории ГАЗа была машина серии 12, именовавшаяся на протяжении первых семи из десяти лет своей жизни ЗиМом, а последние три имевшая индекс ГАЗ-12.
Всего за десять лет существования на конвейере было изготовлено 21527 автомобилей моделей ЗиМ и ГАЗ-12.
В мае 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку шестиместного легкового автомобиля, которому по комфортабельности, экономичности и динамике предстояло занять промежуточное положение между престижным ЗиС-110 и массовой "Победой". На все работы, включая выпуск "нулевой" серии, отводилось 29 месяцев — срок, небывалый для нашего автопрома. Чтобы уложиться в него, нужно было либо полностью скопировать аналогичную зарубежную машину (заводу настоятельно предлагался американский Buick), либо создавать свою, максимально используя в ее конструкции имеющиеся на заводе агрегаты, в первую очередь — двигатель. И к чести газовских конструкторов, возглавляемых Андреем Александровичем Липгартом, несмотря на мощный прессинг со стороны руководителей Министерства автопромышленности, был выбран второй вариант.
Седьмого ноября 1949 года первый опытный экземпляр ГАЗ-12 принял участие в праздничной демонстрации в Горьком. Через три месяца — 15 февраля 1950 года — машина предстала на суд руководителей государства. Автомобиль понравился, даже Сталин, говорят, не удержался от похвалы.
В октябре же 1950 года в Горьком собрали первую промышленную партию машин и начали их серийное производство.
В 1951 году в Горьком изготовили три опытных экземпляра ЗиМа с четырехдверным кузовом типа фаэтон. В серию автомобиль не пошел — усиление кузова, связанное со "снятием" крыши, повлекло чрезмерное для 95-сильного мотора утяжеление машины, и ее динамические показатели оказались неудовлетворительными.
В том же 1951 году на базе ЗиМа началась сборка карет "скорой помощи" (ГАЗ-12Б), имевших стеклянную перегородку за передним сиденьем, два откидных кресла, расположенных одно за другим, и носилки, которые выдвигались и задвигались в машину через крышку багажника.
Летом 1957 года ГАЗ потерял в своем названии фамилию попавшего в опалу министра иностранных дел Молотова. "Топ-модель" завода получила официальное "имя" ГАЗ-12.
В 1959 году уступила место "Чайке" (заводской индекс — ГАЗ-13), а в следующем году прекратилось производство санитарных ГАЗ-12Б.
ЗиМ стал таким же символом того времени, как фильм "Кубанские казаки" или "сталинские" дома...
Источники:
Еще из истории автомобилей:
genon.ru - Какие есть самые старые автомобили?genon.ru - Какой самый дорогой автомобиль в мире?genon.ru - Где найти историю создания первого автомобиля?genon.ru - Где найти историю создания автомобиля Победа?genon.ru - Где в интернете найти информацию по автомобилю ГАЗ-21?genon.ru - Когда был выпущен последний автомобиль Форд Т?genon.ru - В каком году был прекращен выпуск автобусов ЗИС-8?genon.ru - В каком году появился американский внедорожник Hummer(Хаммер)?