Куприн Александр Иванович — великий русский писатель.
Куприн — превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни, но и литературного характера: портрет, психология, речь — все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.
Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество...
Родился Куприн Александр Иванович 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника Ивана Ивановича Куприна (1834—1871 годы), умершего через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (1838—1910 годы) , после смерти мужа переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.
После окончания учения продолжил военное образование в Александровском военном училище (1888—1890 годы). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом». Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890 году, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897 год), «Ночная смена» (1899 год), «Поход».
В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на Марии Карловне Давыдовой, родилась дочь Лидия.
В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы.
Герои Куприна часто сентиментально великодушны, человеколюбивы, остро ощущают социальную неправду, благоговеют перед борцами-героями, но никак не откликаются на боевые выступления масс. Куприн нигде не отметил роста пролетариата и пробуждения крестьянства. Он помнит о фабрикантах, которые могли бы, но не хотят совместными усилиями со своими инженерами сделать человеческую жизнь изумительно прекрасной и удобной, но забывает о рабочих, которые как раз хотели, могли и действительно делали жизнь такой.
После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, красный террор, он испытал страх за судьбу русской культуры.
В 1918 году пришёл к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким.
Осенью 1919 года, после поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом. В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера” — это моё завещание русской молодёжи».
Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным. Тем не менее, Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в галицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием.
В ночь на 25 августа 1938 года талантливейший писатель Александр Иванович Куприн, скончался после тяжёлой болезни (рака). Был похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Тургенева.
Повести и романы Куприна:
- 1892 — «Впотьмах»
- 1896 — «Молох»
- 1897 — «Прапорщик армейский»
- 1898 — «Олеся»
- 1900 — «На переломе» (Кадеты)
- 1905 — «Поединок»
- 1907 — «Гамбринус»
- 1908 — «Суламифь»
- 1908 — 1915 — «Яма»
- 1911 — «Гранатовый браслет»
- 1913 - «Жидкое солнце»
- 1917 - «Звезда Соломона»
- 1928 - «Купол св. Исаакия Далматского»
- 1929 — «Колесо времени»
- 1928 —1932 — «Юнкера»
- 1933 — «Жанета»
Рассказы
- 1889 — «Последний дебют»
- 1892 — «Психея»
- 1893 — «Лунной ночью»
- 1894 — «Дознание», «Славянская душа», «Негласная ревизия», «Куст сирени», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
- 1895 — «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Жизнь», «Столетник».
- 1896 — «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
- 1897 — «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Барбос и Жулька», «Детский сад», « Чудесный доктор», «Allez!»
- 1898 — «Одиночество»
- 1899 — «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
- 1900 — «Дух века», «Погибшая сила», «Тапер», «Палач»
- 1901 — «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
- 1902 — «На покое», «Болото»
- 1903 — «Трус», «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»
- 1904 — «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
- 1905 — «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»
- 1906 — «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
- 1907 — «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»
- 1908 — «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»
- 1910 — «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»
- 1911 — «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»
- 1912 — «Травка», «Чёрная молния»
- 1913 — «Анафема», «Слоновья прогулка»
- 1914 — «Святая ложь»
- 1917 — «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»
- 1918 — «Пегие лошади»
- 1920 — «Лимонная корка», «Сказка»
- 1923 — «Однорукий комендант», «Судьба»
- 1925 — «Ю-ю»
- 1926 — «Дочь великого Барнума»
- 1927 — «Синяя звезда»
- 1928 — «Инна»
- 1929 — «Скрипка Паганини»
- 1933 — «Ночная фиалка»
Источники информации: