При работе над интерьером комнаты для школьника важно помнить о нескольких правилах. Прежде всего здесь не должно быть лишней мебели. Ее наличие желательно и вовсе свести до строго функционального минимума. Коллекционирование предметов на вырост, загромождение разного рода полками и стульями приведет к тому, что обитатель такого пространства будет чувствовать себя скованно.
Кроме того, на самом начальном этапе планировки необходимо учитывать, что интерьер этот не вечен: со временем он изменится, причем не один раз. В начальный школьный период наряду с учебниками здесь присутствует масса игрушек. Далее она начнет сокращаться в пользу все большего и большего количества книг. Девочки захотят разместить в своем «будуаре» отдельный туалетный столик с множеством ящичков для разных мелочей, мальчики начнут мечтать о спортивных снарядах, например боксерской груше. В 14 лет и вовсе наметится серьезный перелом: комната может оказаться напрочь заклеенной огромными постерами, а центром станет музыкальная система с мощными колонками. Потом пора острых увлечений пойдет на спад, зато на смену придет умение ценить дорогие атрибуты комфортной жизни. И все-все-все многообразные потребности должны быть учтены.
Существует несколько правил организации места школьника дома:
1. Стол нельзя ставить напротив окна. Всем известно, что свет должен падать только слева. Можно расположить источник света слева и сзади, но ни в коем случае справа – тогда на столе будет полное затемнение. Стол, стоящий напротив окна, – не лучшее решение: лучи солнца отражаются от его поверхности, из-за чего глаза утомляются. Если другого варианта нет, то от окна стол должен стоять на расстоянии не меньше 15 сантиметров, а идеально – в полуметре.
2. Мебель должна быть подобрана специально для ребенка. Чтобы понять, впору ли стул ребенку, нужно посадить его так, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой – все в порядке. Если угол острый – стул маловат, тупой – велик. При этом конец крышки стула не должен упираться в подколенную чашечку. Правильность выбора стола определяется так. Нужно посадить ребенка на стул возле стола. Если локоть опущенной к полу руки ниже крышки стола на 5-6 сантиметров – все отлично. Есть еще один способ: для проверки высоты стола: ребенок может поставить локоть на столешницу и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза.
3. Для тетрадей и учебников должно быть отведено место. Если стол с ящичками, туда можно положить карандаши, ручки, тетради, альбомы и прочее. Если нет – нужно купить обычную этажерку или полку, которые могут быть открытыми или закрытыми, но меньшей глубины, чем во «взрослом» шкафу. Кстати, психологи утверждают, что открытые полки способствуют открытости характера. Кроме того, открытые этажерки «приучают» ребенка следить за чистотой, ведь беспорядок на них виден всем и сразу.
4. Лампа не должна быть галогеновой. Если ребенок делает уроки вечером, одной настольной лампы мало. Не должно быть резкого перепада освещения, поэтому нужно включать одновременно и верхний свет, и настольную лампу, которая должна находиться слева. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт. Лучше не приобретать ребенку осветительный прибор с галогеновыми лампочками – они слишком яркие. При покупке лампы надо заглядывать в удостоверение гигиенической регистрации (а не только в сертификат), где указана область применения. Вполне возможно, что понравившийся осветительный прибор предназначен, к примеру, для оптических работ.
5. Компьютер не должен стоять на обычном столе. На обычном письменном столе, как правило, недостаточно места для компьютера, и в таком случае расстояние от монитора до глаз ребенка менее рекомендуемых 50-70 сантиметров. Вряд ли найдется много семей, которые смогут разместить в детской комнате сразу два стола, поэтому в качестве компромисса можно выбрать стол с эргономичной столешницей, расположенной углом. Тогда монитор займет сам угол стола и будет находиться, как и следует, на расстоянии вытянутой руки. К тому же хватит места, где можно писать и рисовать.
Зону сна лучше всего отделить. Идеальным вариантом считают расположение в нише. Если не в буквальной, то хотя бы в условной. Например, с помощью гипсокартона создают специальные выступы с полочками, где малыш сможет разместить важные для себя вещи (игрушки, часы). А заодно конструкция отгородит кровать. При малом метраже комнаты из того же материала делают книжный шкаф, одной стороной обращенный к письменному столу, а другой — к ложу.
Традиционно дети младшего школьного возраста предпочитают отдыхать на «антресолях» — верхнем этаже двухъярусной кровати или просто взобравшись по лесенке на конструкцию, под которой находится рабочий стол или игровая. Ребенок постарше, скорее всего, предпочтет для сна нижний ярус, а еще вернее — попросит отдельную кровать. Тинейджер заведет речь о раскладывающемся диване — признаке взрослой жизни. Но даже если ложе со временем и изменит свой облик, то само его расположение (при грамотной с самого начала планировке) останется неизменным.
Источники информации: