Аудирование, наряду с говорением, письмом и визуализацией является основным источником получения информации, ведь человеку важно не только говорить или видеть, но и слушать и понимать ту информацию, которую сообщает ему собеседник. Обучение аудированию происходит комплексно, что связано с особенностями восприятия информации, так как человек воспринимает ее с использованием всех своих органов чувств, в первую очередь, слуха и зрения. Это позволяет ему ориентироваться даже при наличии неизвестных ранее реалий или незнакомых слов. Именно этим обосновывается превосходство фильмов и клипов над простыми аудиотреками.
Для тренировки навыков аудирования необходимо буквально окружить себя разными видами аудио- и видеоматериалов. Аудиокниги, фильмы, клипы, подкасты должны быть постоянно в зоне досягаемости, и на прослушивание треков следует уделять не менее 20–30 минут ежедневно.
Обучение аудированию должно происходить постепенно, от простого к сложному.
Во-первых, следует начинать с небольших по продолжительности и достаточно легко воспринимаемых текстов, так как восприятие на слух незнакомого языка требует определенного навыка, длительные и сложные треки не воспринимаются мозгом. Для первых тренировок подойдут медленные песни, небольшие диалоги, отрывки фильмов или мультфильмов, где герои говорят отчетливо, не «съедая» слова.
Во-вторых, очень хорошим подспорьем является печатный текст прослушиваемого аудиотрека. Воспринимать речь на слух без печатного текста достаточно сложно даже для профессионалов, поэтому наличие субтитров в фильме или видеоклипе, текст диалогов или аудиокниг – это обязательное условие, особенно на начальном этапе. Это позволит студенту в случае полного непонимания обратиться к первоисточнику и выучить незнакомую фразу.
В-третьих, желательным условием является наличие видеоряда, непосредственно связанного с воспроизводимым текстом. Человек воспринимает информацию в комплексе, используя все свои органы чувств, в первую очередь, слух и зрение, и, конечно же, личный опыт. Поэтому, даже если студент не понимает о чем идет речь, он может по картинкам или видео понять суть происходящего. Это также позволяет преодолевать языковой барьер, так как у человека формируется мнение, что даже при наличии непонятных фраз, он сможет сориентироваться на месте.
Наконец, последними немаловажными факторами являются высокое качество аудиотрека и интерес студента к изучаемой информации, так как они непосредственно влияют на мотивацию и уровень рецепции – чем выше качество и интереснее информация, тем больше вероятность того, что студент не забросит тренировки на начальном этапе.
Существуют также стандартные упражнения на аудирование, которые включают в себя заполнение пропусков в тексте, ответы на вопросы, исправление ошибок в печатном варианте и написание текста по услышанным фразам. Основная сложность для студентов, изучающих язык самостоятельно, – это поиск подходящего материала и упражнений к этому материалу.
Благодаря современным технологиям, мы имеем огромное количество возможностей для обучения и тренировки аудирования. Сегодня существуют сайты с набором интервью на английском языке, аудиокниги, аудио- и видеоматериалы в социальных сетях, большое количество песен на английском языке. Среди этого многообразия выделяется сервис learnathome.ru, предоставляющий пользователям отрывки фильмов и музыкальные клипы разной жанровой направленности. Этот ресурс предоставляет возможность комплексной тренировки аудирования с привлечением аудио- и видеоряда. Кроме того, он содержит упражнения по просмотренным видеороликам, а также предоставляет возможность анализа собственных ошибок.
Уникальная особенность сервиса – принцип работы. Его можно рассмотреть на примере урока "The City", находящегося по адресу – learnathome.ru/learn-english/the-city.
Урок разделен по фразам, и после нажатия клавиши "Начать упражнение" звучит первая фраза. Студент должен записать ее в строке под роликом. Если он пишет правильно, шрифт будет синим, а если нет, то шрифт становится красным и сопровождается звуковым сигналом. В случае полного непонимания фразы, студент может воспользоваться подсказкой. В этом случае слово напишется автоматически, а отрывок прозвучит еще раз. После того как фраза напишется полностью, она появится под роликом вместе с переводом. Таким образом, студенту не нужно разбираться в смысле сказанного, и он может полностью сфокусироваться на восприятии.
По окончании урока под видео появится лингвистический комментарий и история прохождения урока в файле PDF, который можно прочитать еще раз и проанализировать свои ошибки и новые слова.
Отличительные особенности сервиса:
- подбор интересного материала;
- игровая форма обучения;
- комплексный подход к аудированию, так как восприятие происходит на слух и с помощью зрения, а проверка еще включает в себя и правописание;
- фокусировка на живом разговорном английском, который всегда можно услышать на улице, в магазине, в фильме, в повседневных ситуациях;
- возможность анализа своих ошибок и обогащения словарного запаса;
- формирование мотивации для дальнейшего просмотра фильмов или клипов и, как следствие, постоянное погружение в язык, даже при отсутствии языковой среды.
Данный сервис подходит для самостоятельного изучения языка, так как он не требует вмешательства преподавателя: студент сам может проконтролировать себя.
Ссылка: learnathome.ru — сайт для развития навыков аудирования английского языка.
Дополнительно на Геноне для школьников, изучающих английский язык:
Дополнительно на Геноне для самостоятельно изучающих английский язык: