Ар-деко, также «арт-деко» (фр. art déco, букв. «декоративное искусство») — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма.
Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие традиционные и современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.
Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 году — это было заметное течение в европейском искусстве в 1920-ых годах. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-ых годах оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.
Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей, изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике в 1920 — 1930-ых годах, который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-ых годах. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников:
- «Венский сецессион» раннего периода (Венские мастерские);
- функциональный индустриальный дизайн;
- примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки;
- древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех;
- «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста;
- гранёные, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма;
- колористическая палитра фовизма;
- строгие формы неоклассицизма Буле и Карла Шинкеля;
- эпоха джаза;
- растительные и животные мотивы и формы;
- тропическая растительность;
- зиккураты;
- кристаллы;
- колористическая чёрно-белая гамма клавиш рояля;
- мотив Солнца;
- гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много;
- острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флапперов;
- технологические достижения «века машин» — такие как радио и небоскрёбы.
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры.
Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивы шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилкок, зданий и холодильников. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.
Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-ых годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980 году было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-ых годов привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
Сегодня считается, что суть стиля Ар-Деко заключалась в современности, роскоши, стильности и эффектности. Здания в этом стиле создают ощущение легкости и монументальности одновременно. Особенно радуют глаз обтекаемость конструкций и изогнутость линий в сочетании с применением насыщенных цветов, что создает впечатление праздника и делает здание незабываемым. В настоящее время все чаще и чаще можно встретить оттенки этого стиля в строительстве частных домов.
Источники информации: