Пётр Ильич Чайковский — один из крупнейших русских композиторов, считается также одним из крупнейших композиторов в истории музыки. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был его отец. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковского, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи.
С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. В семилетнем возрасте Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из «Дон Жуана» Моцарта. В продолжение всей жизни Чайковский сохранил особое благоговение к этому великому композитору.
Музыкальный слух и память проявились у Чайковского рано. В 1845 году Чайковский начал учиться игре на фортепиано, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепиано как взрослый. Способность фантазировать за фортепиано проявилась у Чайковского в 1850-х годах. Во время своего пребывания в училище Правоведения, Чайковский не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке.
В 1859 году он, окончив курс, поступил на службу в департамент министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время; никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, не видел в своем ученике ничего особенного. Чайковский решился, однако, поступить в петербургскую консерваторию, несмотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению.
Вера в свое призвание у Чайковского была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: «С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Занимался Чайковский в классе теории композиции профессора Н. И. Зарембы, позднее - в классе инструментовки Рубинштейна. Оставив службу, Чайковский испытывал материальную нужду.
В 1865 году Чайковский окончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера: «К радости». Другие его консерваторские работы - увертюра к «Грозе» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».
При основании консерватории в Москве в 1866 году Чайковский был приглашен туда профессором гармонии. В 1866 году Чайковский дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой «F-dur», имевшей средний успех . В том же году Чайковский начал первую симфонию; в следующем году andante и скерцо из нее исполнялись в русском музыкальном обществе в Петербурге. К периоду 1866—1867 годов относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале», обративших на себя всеобщее внимание.
В 1867 году Чайковский начал писать оперу «Воевода» и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании Русского музыкального общества в 1868 году с большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Чайковского заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились.
Опера «Воевода», поставленная в 1869 году в Москве, имела успех, но в 1870-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Чайковского, «Ундина», оконченная в 1869 году, сцены не увидела.
Она тоже уничтожена автором в 1873 году, за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Чайковского. Осенью 1869 года Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», с которой начинается настоящее его значение в истории искусства. Хотя это произведение имело в Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Чайковского. В том же году композитор написал шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой» сразу завоевали всеобщий интерес.
Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера «Опричник» (1872), симфоническая фантазия «Буря» (1873). На конкурсе Русского музыкального общества в 1875 году его опере «Кузнец Вакула» была присуждена первая премия. Данная в Петербурге в 1876 году, она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий; впоследствии сам Чайковский признал ее недостатки. За ней последовала опера «Евгений Онегин», которой, вместе с шестой симфонией, написанной Чайковским в конце жизни, суждено было увековечить его имя.
Сначала Чайковский не верил в успех «Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению. Первое представление этой оперы состоялось в московской консерватории 17 марта 1879 года. Успех был средний; надо полагать, что причиной тому было отчасти и исполнение учеников. В апреле 1883 года «Евгений Онегин» был исполнен в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 года. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Чайковского.
В 1877 году произошла перемена в материальной обстановке композитора, благодаря Н. Ф. фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей. Это дало Чайковскому возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности; а когда Чайковский хорошо работал, то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал.
Сочинения Чайковского, эпизодически проникавшие за границу и находившие таких поклонников, как Бюлов, все более и более там распространялись, особенно благодаря концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепьянный концерт «Буря», серенада и вальс для скрипки); на всемирной выставке в 1878 году.
В том же году Чайковский написал литургию св. Иоанна Златоуста. Следующая опера: «Орлеанская дева» (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по Шиллеру в переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 году.
Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Большую удачу Чайковский имел с оперой «Мазепа» (1883), поставленной в Москве в 1884 году, гораздо меньшую - с «Чародейкой», имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 году, посредственный успех. Репутация Чайковского, как оперного композитора, воспрянула с «Пиковой дамой», поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 года.
Эта опера по своей популярности не уступает «Евгению Онегину». Она обошла, наравне с последней, все оперные сцены России. Эти две оперы проникли за границу, где их не покидал успех. Последняя опера Чайковского «Иоланта» дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 года вместе с его же балетом «Щелкунчик». Не менее обширна была деятельность Чайковского как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в область русской музыки.
Драматическая опера — задача сложная, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Чайковскому эта задача не всегда давалась, тем не менее он проявил во многих сценах (в «Евгении Онегине», «Мазепе», «Пиковой даме») замечательное мастерство, да и в других его операх есть множество отдельных красот; каждая из них представляет крупный интерес для развитого музыканта.
В симфонической музыке Чайковский, как говорится, был более у себя дома. Сплошной музыкальный интерес, богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых нежных до самых мощных - все это ставит Чайковского в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда преступавшая границы этого рода музыки.
Его техника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большие трудности. В области романса Чайковский - замечательный лирик. Вообще, какого бы рода музыки Петр Ильич ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка композитора проникнута преимущественно русским складом.
Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Чайковскому возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Чайковского было необычайное. Он не мог оставаться без работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на долгое время.
Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом своему любимому делу. В каталоге сочинений композитора значатся 76 опусов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Чайковский был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Чайковского — этот вопрос не разъяснен.
На жизненном пути Петра Ильича встречались люди, сыгравшие большую роль в его артистической карьере. К ним относятся А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был строгим судьей сочинений Чайковского, но вместе с тем и самым энергичным их пропагандистом), а также П. И. Юргенсон, замечательный по бескорыстию издатель его сочинений, брат композитора Модест, его сотрудник во многих оперных произведениях, сестра его А. И. Давыдова. Император Александр III в 1888 году назначил Чайковскому пенсию в 3 тысячи рублей.
Общительный и ласковый характер Чайковского, а также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Среди них были и музыканты, принадлежавшие к различным группам, но как ни дружил Чайковский с композиторами других направлений, он оставался верен своим взглядам. По своей нервности композитор не мог оставаться где-нибудь подолгу и с 1877 года вел жизнь кочевую.
Он совершал многократно артистические поездки по России и за границей (в Германии, Франции, Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Чайковскому не по сердцу, но тем не менее он пробыл профессором в консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии.
Только под конец жизни Чайковский обосновался в Клину, где и сохранилась его квартира со всей обстановкой; там же и архив композитора. Концерт 16 октября 1893 года, где он дирижировал в первый раз своей шестой симфонией, был лебединой песнью Чайковского. 25 октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре.
Важные даты:
- Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии.
- Отец Чайковского, Илья Петрович, был горным инженером, начальником Камско-Воткинского завода.
- Мать композитора звали Александра Чайковская, в девичестве она носила фамилию Ассиер. Петр был ее самым младшим ребенком.
- Петр Чайковский рос болезненным и чувствительным. Его начальное образование было домашним. Учиться будущий композитор начал по собственной инициативе, вместе со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще и пяти лет.
- 1850 год — Чайковский поступает в пансион, после окончания которого отправляется в Петербург.
- 1852 год — поступление в Петербургское Училище правоведения.
- 1854 год — первые музыкальные опыты Чайковского в качестве композитора. Он с детства любит играть на фортепиано, берет уроки у композитора Кюндингера, но особыми музыкальными способностями не отличается.
- 1859 год — окончание училища. Петр Чайковский становится чиновником Департамента юстиции и начинает государственную службу.
- 1860 год — первое опубликованное музыкальное сочинение, романс на итальянский текст.
- 1861 год — Чайковский путешествует по Западной Европе. Во время поездки окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Особенно его интересует гармония.
- 1862 год — в Петербурге открывается консерватория, и Петр Чайковский поступает туда с первым набором студентов. Уже через год он принимает решение оставить государственную службу, чтобы ничто не отвлекало его от любимого занятия — музицирования, сочинения мелодий. Преподавателем композиции и оркестровки у Чайковского был Антон Рубинштейн, директор Петербургской консерватории.
- Еще студентом Чайковский создает несколько произведений, в том числе увертюру «Гроза» по пьесе А.Н. Островского, кантату «К радости» на стихи Ф. Шиллера — это его выпускное сочинение.
- 1866 год — сразу после окончания консерватории (с серебряной медалью) талантливому выпускнику предложено стать профессором гармонии в только что открытой Московской консерватории. Чайковский принимает приглашение. Его педагогическая деятельность продлится 12 лет.
- В этом же году композитор пишет Первую симфонию («Зимние грезы»), сочиняет оперу «Воевода». Спустя некоторое время появляется вторая опера, «Ундина».
- «Ундина» не доходит до сцены. Чайковский уничтожает ее, но часть материала из этой оперы все же дошла до нас, использованная в балете «Лебединое озеро».
- В этот же период (первые годы в Москве) Чайковский сочиняет оркестровую увертюру «Ромео и Джульетта». Критика скептически относится к этому произведению.
- 1868 год — неудачный роман Чайковского и итальянской певицы Дезире Арто.
- 1869 год — опера «Воевода» поставлена на московской сцене. Сразу же после премьеры автор уничтожает произведение. Восстановить его удается только спустя много лет, по сохранившимся оркестровым партиям.
- 1870 год — первая переработка «Ромео и Джульетты». Вторая состоится спустя 10 лет, и увертюра примет то звучание, которое мы знаем сейчас.
- 1870-е годы — удачное десятилетие для композитора. В 1871, 1874 и 1876 годах он сочиняет три струнных квартета, в 1872-м — Вторую симфонию, в 1875-м Третью. В 1876 – 1877 годах написаны «Первый фортепианный концерт си-бемоль минор», «Оркестровая фантазия Франческа де Римини», «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром». В 1874, 1876 и 1877 годах созданы и поставлены соответственно оперы «Опричник», «Кузнец Вакула» и балет «Лебединое озеро». «Кузнец Вакула» дополнительно становится победителем конкурса, проводимого дирекцией Императорского русского музыкального общества.
- Вторая половина 1870-х годов отмечена переменами в личной жизни композитора.
- 1876 год — в письме брату Чайковский сообщает о своем желании жениться или вступить в открытую связь с женщиной, чтобы «заткнуть рты сплетникам». Поводом для сплетен является гомосексуальная склонность композитора, от которой сам Чайковский очень страдает и испытывает постоянное чувство вины.
- 1877 год — Чайковский женится. Его избранницей становится студентка консерватории Антонина Ивановна Милюкова. Брак приводит к трагедии: Петр Ильич совершает попытку самоубийства, но после неудачи уезжает от жены. Больше он никогда с ней не встречался, однако обеспечивал ее много лет.
- В этом же году Чайковский завязывает дружеские отношения со своей преданной поклонницей, вдовой и крайне богатой московской аристократкой Надеждой Филаретовной фон Мекк (Фроловской). Многие годы она поддерживает любимого композитора материально. Их отношения носят исключительно платонический характер, они ведут активную переписку.
- Зима 1877 — 1878 годов — Петр Ильич живет в Швейцарии и Италии. Здесь он создает Четвертую симфонию, скрипичный концерт ре мажор, а также оперу «Евгений Онегин». Начиная с 1877 и вплоть до 1890 года Надежда фон Мекк ежегодно переводит Чайковскому стипендию в размере 6000 рублей.
- Несколько последующих лет Петр Ильич проводит преимущественно в скитаниях: он путешествует по Европе, живет на Украине в поместье своей сестры.
- 1885 год — Чайковский переезжает в Майданов, недалеко от города Клин. Спустя несколько лет покупает дом в Клине и живет там до самой смерти.
- 1888 год — Петр Ильич начинает выступать при исполнении собственных произведений в качестве дирижера, чего ранее не делал никогда. В этом же году он совершает большое турне по Европе, проводя концерты в Германии, Франции, Лондоне. Император Александр III назначает композитору пенсию в размере 3000 рублей.
- Творчество П.И. Чайковского в 1880-е годы: Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра «1812 год», опера «Орлеанская дева» (1881), трио «Памяти великого художника» (посвящено Н.Г.Рубинштейну, 1882), опера «Мазепа» (1884), симфония «Манфред» (по поэме Байрона, 1885), опера «Чародейка» (1887), Пятая симфония ми минор, увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), балет «Спящая красавица» (1889).
- 1890 год — Чайковский сочиняет свою лучшую оперу «Пиковая дама».
- 1891 год — поездка в США, концерты в Балтиморе, Нью-Йорке, Филадельфии. К своему удивлению Чайковский обнаруживает, что за океаном он известен больше, чем в Европе.
- Этот же год — написаны опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик». Премьера обоих произведений проходит более чем скромно.
- 1893 год — Петр Ильич отправляется в Англию, где Кембриджский университет присудил ему степень почетного доктора музыки. По возвращении из Кембриджа композитор завершает работу над Шестой симфонией си минор («Патетическая»). Премьера симфонии проходит в Петербурге 28 октября. Спустя пять дней Чайковский заболевает холерой.
- 25 октября (6 ноября) 1893 года — Петр Ильич Чайковский умирает в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавры (ныне — «Некрополь мастеров искусств»).
Источники информации:
Полезные ссылки:
- tchaikov.ru — описание произведений П.И. Чайковского и ссылки на заказ mp3;
- скачать ноты и mp3 произведений П.И. Чайковского: