Сны, сновидения — субъективные аудиовизуальные и психоэмоциональные образы, переживаемые спящим человеком. Сновидения воспринимаются как реальность, несмотря на нелогичность происходящего. Большая часть сновидений при пробуждении забывается.
Физиология сна
Сновидения обычно возникают при наступлении фазы быстрого сна (БДГ — "быстрое движение глаз"). Её приход выражается резкими подрагиваниями глазных яблок под веками спящего, учащением дыханием, активностью варолиева моста. Эта стадия возвращается через каждые полтора часа, длится около двадцати минут, сменяясь опять стадией медленного сна.
Клинически доказано, что стадия БДГ длиннее и наступает чаще в период усиленной мозговой активности днём, в то время как фаза медленного сна длится дольше после тяжёлых физических нагрузок. Это позволяет считать, что за восстановление организма в целом отвечают два разных психических процесса, объединённых общим временем сна.
В момент пробуждения не все люди способны вспомнить, что им снилось. Хотя каждый из нас в течение всех фаз БДГ видит до 8-10 сюжетов, вспомнить удаётся чаще всего один, последний по времени после подъёма. Кроме того, если сон не будет прокручен в мыслях сразу же после пробуждения, то через десять минут есть риск забыть его навсегда.
Концепции возникновения сновидений
Донаучная
Во всех древних культурах сновидениям уделялось важное значение. Самой распространённой точкой зрения на сны было представление их как параллельного (высшего, загробного, потустороннего) мира, по которому блуждает душа спящего человека.
Считалось, что будить заснувшего ни в коем случае нельзя, так как в этом случае он может заблудиться в чужом мире и не проснуться. Или, что ещё хуже, при насильственном пробуждении в оставленное тело вселится злой дух, который в обычной жизни будет выдавать себя за человека и всячески вредить соплеменникам.
В более развитых обществах существовали культы особых богов. У греков таким богом был Гипнос, обитавший в тёмной пещере в вечной дрёме. Он считался хозяином всех грёз: людских и божественных. Примечательно, что рождён он был от богини Ночи, а его родным братом являлся бог смерти Танатос. Это говорит о сакральном отношении греков к феномену сновидений: погружение в сон считалось чем-то вроде кратковременного умирания.
Одним из первых греческих сонников (датирован I-II вв. н.э.), который дошёл до нас в целом виде, является "Онейрокритика" Артемидора Далдианского. В этом своде была сделана попытка градации снов на предсказательные (говорящие о будущих событиях) и аллегорические (нуждающиеся в расшифровке оракулом).
Древние египтяне очень серьёзно относились к феномену сновидений. У них существовали особые храмы (серапимы, по имени бога снов Сераписа), в которых можно было получить ответ свыше, проведя в них ночь после совершения соответствующих обрядов. кроме того, при храмах жили специальные сновидцы, призванные смотреть сны "за другого человека", который по некоторым причинам не мог попасть в святилище, или был не способен запоминать собственные сновидения.
Исторические памятники мысли шумерской, древнеиндийской, китайской, еврейской и других культур так или иначе затрагивают проблемы происхождения снов и их толкования.
Материалистическая
Открытия в физиологии XIX-XX веков сместили фокус понимания сущности сновидений с сакрального к сугубо анатомическому. Возникновение снов стало считаться "перезагрузкой" мозга, компилирующего из обрывочных впечатлений прошедшего дня аляповатый сюжет, не несущий за собой никакого значения.
стоит сказать, что подобная позиция выдерживает мало критики даже с логической стороны. Если бы ночные грёзы имели бы только случайный характер, не возник бы целый ряд вопросов: почему некоторые сюжеты повторяются (иногда даже на протяжении многих лет); как связаны с дневными впечатлениями совершенно невозможные в рамках обычной жизни образы и события, в которые эти образы вплетены.
И, наконец, почему мозг не перезагружается, отключив наше сознание целиком, оставив в рабочем режиме лишь вегетативную систему,ведь это было бы целесообразней, чем генерировать ненужные сюжеты, заставляя работать целые мозговые отделы впустую.
Подобная точка зрения на возникновение снов была популярной в рамках научных концепций советского периода и в трудах учёных, занимающихся естественнонаучными изысканиями, и далёких от открытия психологии и смежных с нею дисциплин.
Теория сновидений Зигмунда Фрейда
В конце позапрошлого века австрийский врач и психолог Зигмунд фрейд пришёл к выводу, что сны играют огромную роль в понимании психических процессов. Для того, чтобы понять, какую именно, стоит немного затронуть зы психоанализа.
В своей теории Фрейд пришёл к выводу, что человеческая психика состоит из трёх элементов:
- Бессознательного (Ид, Оно) — первичной области психики, в которую загоняются все неосознаваемые страхи, комплексы и желания;
- Сознания (Эго, Я) — самоидентификации человека, отвечающей за способность мыслить, рассуждать, делать выбор, определять своё отношение к действительности;
- Сверх-Я (Супер-Эго) — внутреннего "барьера", следящего за выполнением и соблюдением моральных норм.
Во время бодрствования сознание контролирует все мыслительные функции, не давая бессознательному излить поток своих содержаний, сдерживая его постоянный напор с помощью Супер-Эго. В момент наступления сна контроль Я ослабевает, что позволяет Оно разрядить свои напряжения путём выхода за пределы своей гипотетической области.
Но на пути у него стоит всё тот же барьер Сверх-Я, который даже во сне охраняет целостность границ от разрушительного содержания бессознательного (загнанных лубоко вовнутрь сексуальных желаний, инстинктов смерти, тревожащих переживаний, неприятных, но забытых эмоций и т.д.).
Чтобы обойти этот барьер и выплеснуться наружу, бессознательно вынуждено зашифровывать и маскировать свои содержания, придавая им приемлемую для Супер-Эго форму и обманывая его таким образом.
Это объясняет нелогичность некоторых сюжетов и, в то же время, их повторяемость: Оно раз за разом "штурмует" Сверх-Я, пытаясь донести до Эго актуальные содержания, облачённые в безобидные для совести конкретного человека формы.
Так как каждый образ сна означает уже совсем не то, что рвалось из глубин психики на поверхность сознания, тут не обойтись без расшифровки. Свой способ возвращения истинного смысла символам сна Фрейд назвал методом свободных ассоциаций.
Эзотерическая
Возможность испытывать так называемые осознанные сновидения, наделяет феномен сна совершенно новым значением с широким, но, к сожалению, малоизученным спектром применения.
Осознанные сновидения представляют собой сон, в котором спящий человек случайно или путём многократных тренировок способен осознать себя как спящего. Это даёт возможность сознательно управлять событиями сна, находить ответы и решения на некоторые актуальные для собственной жизни вопросы, разрешать глубинные внутренние конфликты.
Таким образом, можно с осторожностью предположить, что пространство сна — это некая изолированная форма реальности, доступ к которой есть в каждом из нас, и все особенности которой только ещё предстоит выяснить.
Источники: