Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепиано, сочинять музыку и систематически заниматься с чехом В. Живным — серьезным музыкантом-педагогом. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно.
В 1818 году в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена. К этому времени он уже был автором нескольких фортепианных пьес — полонезов и марша.
В июле 1826 года Шопен окончил Варшавский лицей. Осенью того же года он поступил в Варшавскую Высшую школу музыки, где обучался почти три года. Под руководством Эльснера, превосходного музыканта и педагога, сразу разгадавшего гениальную одаренность своего ученика, Шопен сделал огромные успехи.
По окончании Высшей школы Шопен в 1829 году предпринял поездку в Вену, где выступил с исполнением своих произведений.
В 1830 году состоялся его первый самостоятельный концерт в Варшаве, за которым последовал ряд других выступлений. 11 октября 1830 Шопен в последний раз играл в Варшаве и вскоре покинул родину. Конец 1830 года и первую половину 1831 года прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города — все это благоприятно отразилось на развитии его дарования. Летом 1830 года Шопен уехал из Вены. Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до минор (соч. 10, № 12), часто называемый «революционным», и две глубоко трагические прелюдии — ля минор, ре минор.
Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. С тех пор его жизнь связана с этим городом.
26 февраля 1832 года Шопен дал первый концерт в Париже, в котором исполнил 2-й фортепианный концерт и вариации на тему из «Дон-Жуана» Моцарта. Ференц Лист, присутствовавший на этом концерте, отмечал, что необыкновенный талант Шопена «наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл новую фазу в развитии человеческого чувства».
В 1833–1835 годах Шопен сравнительно много концертирует, нередко выступая вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер, братья Герц.
1836–1837 годы были решающими в личной жизни Шопена: была расторгнута помолвка с Марией Водзинской, и он сблизился с Жорж Санд.
К 1838–1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в том числе 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др.
В мае 1844 года умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд в 1847 году окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопена проходят в мучительных страданиях. Он почти не в состоянии сочинять, с трудом выступает в концертах (последнее его выступление состоялось 16 ноября 1848 года на польском вечере в Лондоне), прекращает занятия с учениками. Зимой 1849 года в его здоровье наступает резкое ухудшение. Ни заботы друзей, ни приезд в Париж любимой сестры Людовики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии 17 октября 1849 г. он умирает. Тело Шопена погребено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста.
Никогда — ни до, ни после Шопена — его родина, Польша, не давала такого музыкального гения. Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар Шопена мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
Источники информации:
Дополнительно на Genon.ru: