Петров пост
Этот летний православный пост, который сейчас называют Петровым, или апостольским, а раньше называли постом Пятидесятницы. Начало этого поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в апостольских постановлениях.
Петров пост всегда начинается с понедельника, через неделю после Троицы, поэтому каждый год дата его начала разная. Зато завершается пост всегда 12-го июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Начиная с Петра и Павла, день убывает на 1 час, в народе по этому поводу говорили «Пётр и Павел час убавил».
Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.
Петров пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.
Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.
Продолжительность Петрова поста может быть различной в зависимости от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. В течение его по средам и пятницам полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам, четвергам — с постным маслом, по субботам и воскресеньям к этому еще добавляется рыба. Кроме того, вкушение рыбы разрешается в дни памяти некоторых святых, если они отмечаются в понедельник, вторник или четверг.
В честь таких святых во время богослужения совершается великое славословие. К ним относятся, например, преподобный Кирилл, игумен Белозерский (22 июня); святитель Иона, митрополит Московский (28 июня); апостол Иуда, брат Господень (2 июля). То же самое справедливо и для празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля).
Рыбу едят еще в день престольного праздника (если он попадает на Петров пост) и в праздник рождества Иоанна Предтечи (7 июля), на какой бы день недели они ни приходились. В старину в честь этих праздников готовили особые пироги — рыбники, ведь Россия была богата рыбой. Особенностью их является то, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается в тесте целиком. Рыбники делали открытыми, чтобы запекаемая рыба была видна — это служило украшением пирога.
В Петров пост наиболее используемым продуктом является все-таки зелень. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.
Как провести Петров пост
Прежде всего, Петровым постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. В первую очередь, это субботние и воскресные службы. В течение поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительными никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от серьезности отношения к религии. Пост длится от одной до шести недель, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие.
Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской практикой: оно есть в других религиях, этими вопросами занимается диетология, наконец, люди могут «поститься» и по экономическим причинам… В чем же особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, составляющей. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют…Духовная сторона поста состоит в том, чтобы люди весь постный подвиг сосредоточили на Боге.
Постом и молитвой. согласно православным канонам, из людей изгоняется все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно строго поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть раз испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не ослабляет, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту.
Наконец, от людей требуется образ жизни, который не был бы противоположностью посту. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения, прекращались великосветские приемы. Нынешнее общество живет по светским законам. Окружающий мир не меняется во время поста. Поэтому от людей требуется особое усилие, необходимо еще раз обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними проявлениями. В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и даже не в церкви образуется основа, стержень мировоззрения человека, что особенно важно для детей. Церковь советует в качестве первого постного обычая, который должен прививаться в семье, — это прекращение просмотра телепрограмм и слушания радио. Но тишина, созданная отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа питается молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо заранее наметить список книг, которые полезно было бы прочитать. Церковь постом ждет от людей обогащения духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление дают человеку возможность обрести этот внутренний мир и его радость.
Что касается долгих часов, проводимых во время поста вне дома, тут нельзя дать никакого определенного рецепта. Надо только помнить, что пост — это и время искания смысла: профессиональной жизни, отношений с другими людьми, смысла жизни. И если вера имеет какое-либо значение для человека, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях.
Начало Петрова поста
2006 год — 19 июня
2007 год — 4 июня
2008 год — 23 июня
2009 год — 15 июня
2010 год — 31 мая
2011 год — 20 июня
Петров пост 2010 года — с 31 мая по 11 июля.
По средам и пятницам в Петров пост сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты — один раз в день, вечером.
По понедельникам Петрова поста по информации из одних православных источников — сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты — один раз в день, вечером; по информации из других православных источников —растительная пища без масла.
Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу Петрова поста — горячая пища с маслом (в частности — 2 июня, в день обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского - 1431 год). На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба, даже если этот день приходится на понедельник или среду, или пятницу.
По вторникам и четвергам в Петров пост растительная пища с маслом и вино (при этом рыба разрешается в дни памяти великого святого или в дни храмового праздника), по другим православным источникам по вторникам и четвергам Петрова поста разрешена рыба.
По субботам и воскресеньям в Петров пост разрешается растительная пища с маслом, вино и рыба.
По поводу вина протоиерей Димитрий Смирнов пояснил так в прямом эфире радио «Радонеж»: «Вино разрешено тем, кто постится с сухоядением».
Источники информации:
Дополнительно на Геноне: