Сердце – это главный центр кровеносной системы, работающий по типу насоса, благодаря чему в организме
движется кровь. В результате физической тренировки размеры и масса сердца увеличивается в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы. Кровь в организме человека выполняет следующие функции:
- транспортную;
- регуляторную;
- защитную;
- теплообменную.
При регулярных занятиях физическими упражнениями (в том числе и плаваньем):
- увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в результате чего повышается кислородная емкость крови;
- в них повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;
- ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.
Важным показателем работоспособности сердца является систолический объем крови (СО) — количество крови, выталкиваемое одним желудочком сердца в сосудистое русло при одном сокращении.
Другими информативными показателем работоспособности сердца является число сердечных
сокращений (ЧСС) (артериальный пульс). В процессе спортивной тренировки ЧСС в покое современем становится реже за счет увеличения мощность каждого сердечного сокращения.
Сердце нетренированного человека для обеспечени янеобходимого минутного объема крови
(количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в течение минуты) вынуждено сокращаться с большей частотой, так как у него меньше систолический объем.
Сердце тренированного человека более часто пронизано кровеносными сосудами, в таком сердце лучше осуществляется питание мышечной ткани и работоспособность сердца успевает восстановиться в паузах сердечного цикла.
Усиление сердечной деятельности у ребенка происходит за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Небольшой объем сердца, малая величина выброса крови в единицу времени не позволяют детскому организму увеличить потребление кислорода, однако сердечная мышца обильно снабжается кровью за счет широких просветов сосудов и быстрого кровообращения.
Расширяет функциональные возможности сердца детей так же и хорошая эластичность сосудов и не высокий уровень артериального давления. Поэтому сердце относительно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, таким как плавание.
У детей верхние дыхательные пути относительно узки, а так как слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, то при неблагоприятных условиях, дыхание быстро нарушается. Слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливает частое и неглубокое дыхание. Ритм его неустойчив и легко нарушается. Поверхностное дыхание ведёт к застою воздуха в лёгких.
Известно, что одним из самых трудных моментов во время плавания, является регуляция дыхания. В отличие от обычного, двухфазного, в воде осуществляется дыхание трёхфазное: вдох, задержка, выдох. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку, это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру, вследствие чего, укрепляются все мышцы органов дыхания.
При погружении в воду вес ребенка уменьшается, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это, в свою очередь, облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребёнка, способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создают благоприятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка. В результате преодоления нагрузок, которым организм ребёнка подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а так же равномерно увеличивается объём его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.
Источники информации: