Великая китайская стена — одна из самых главных достопримечательностей Китая, символ Поднебесной, знакомый каждому иностранному туристу. Но, несмотря на то, что очертания Великой стены знакомы по многочисленными буклетам, атласам и путеводителям, историю возникновения этого чуда света знают далеко не все.
Из истории
Начало китайской государственности датируется 221 годом до н.э., когда Чжэн, правитель небольшого царства Цинь, завоевал соседние мелкие царства и объявил себя императором под именем Ши Хуанди. Император прославился жестокостью: по его распоряжению, например, были заживо погребены 460 ученых-конфуцианцев.
В 213 году до н.э. Цинь Ши-Хуанди приказал уничтожить исторические хроники всех завоеванных государств. Вся литература, кроме книг по медицине, гаданию, земледелию и лесному хозяйству, была запрещена.
В царствование первого императора в стране была принята единая система мер и весов, а также — в целях облегчить передвижение по разным областям государства — унифицированы размеры повозок и ширина дорожной колеи. В эти же годы велось масштабное строительство. За время правления Цинь Ши-Хуанди было проложено 6500 км дорог, а также построен ряд каналов общей протяженностью 2000 км.
Традиция приписывает первому императору реализацию еще одного грандиозного проекта, которое в дальнейшем и воплотилось в будущую национальную гордость Китая — строительство знаменитой Великой китайской стены.
В действительности, однако, первые участки этого сооружения появились на северных рубежах Поднебесной в более раннюю эпоху: таким образом, правители китайских царств пытались — без особого, надо сказать, успеха — обезопасить себя от набегов кочевников.
Работы, начатые по приказу Цинь Ши-Хуанди, состояли преимущественно в соединении существующих участков стены. Впрочем, и после этого Великая китайская стена не стала эффективным оборонительным сооружением. Как сказал впоследствии Чингисхан, «сила китайской стены велика настолько, насколько велика храбрость тех, кто обороняет ее».
Однако благодаря своей ширине — по гребню сооружения могли проехать конные всадники — Великая китайская стена выполняла важную функцию скоростной дороги. Часовые же, дежурившие в башнях, дымовыми сигналами передавали в столицу сведения о передвижениях вражеских войск.
Сегодня мнения расходятся: одни называют Великую китайскую стену замечательным достижением древнекитайского инженерного искусства. Другие считают ее постройку причудой тирана. Легенда гласит, что если приложить к стене ухо, можно услышать жалобные голоса и стоны тех, кто погиб на постройке.
Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период «Воюющих государств» (475–221 гг. до н.э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т.е. около миллиона человек.
Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.
В период правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 н.э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана.
Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368–1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.
За всю историю Китая существовало три основных Стены, каждая протяженностью в 10 000 ли (5000 км.). Надо сказать, что это число (10 000) имеет особое значение в китайской традиции. Связано это прежде всего с системой счета, принятой в Древнем Китае. Для 10 000 существует особое название (Вань), которое близко по значению к русскому «тьма», т.е. «очень много».
На воротах площади Тяньаньмынь (центральная площадь в Пекине) висят два лозунга «10 000 лет процветания КНР» и «Да будет 10 000 лет компартия Китая». (В старом Китае это число употреблялось только по отношению к императору). В общей сложности строительство Стен заняло 2000 лет (с VII века до нашей эры до XVII века нашей эры).
Первая Стена (династия Цинь) связана с именем знаменитого «объединителя земли китайской», императора Цинь Ши-Хуанди. На ее строительство было послано 500 тыс. человек (при общем населении в 20 млн.) Немалую роль в постройке сыграли ученые— конфуцианцы, которых Цинь Ши-Хуанди задумал извести на корню. Тысячи ученых, заклейменных и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. Этот китайский «Беломорканал» (Стена фактически построена на костях людей, которых согнали со всей страны) в свое время имел огромное военно-стратегическое значение. В народном сознании эта «великая стройка» предстала как «стена плача». В одной старинной повести, которую знает каждый школьник, рассказывается о любящей жене, которая узнав о гибели мужа, потоком своих слез разрушила стену.
Вторая Стена (династия Хань) была построена в целях защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и порядком попортили Стену, сооруженную Цинь Ши-Хуанди.
На сооружение третьей Стены (династия Мин, 1368–1644) было направлено уже около 1 миллиона человек. На особенно важных участках трудолюбивые китайцы не ограничивались постройкой одной Стены, в отдельных местах их количество достигало десяти. При постройке, основное внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью дымовых сигналов или же барабанного боя. Кроме того, на всем протяжении от Стены до центрального города, на расстоянии одного конного перехода друг от друга располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец с срочными известиями мог поменять коня.
Все выше сказанное, однако, дает очень малое представление о том, что же такое Стена , если можно так сказать, эстетической точки зрения. Прежде всего нужно отметить глагол, который употребляют китайцы для обозначения поездки на Стену. По-китайски он произносится как «па», и означает примерно тоже, что английское «to climb», то есть подниматься, восходить, карабкаться и тому подобное. Надо сказать, что поездка на Стену действительно подразумевает именно вышеназванные действия. Сама Стена состоит из огромного количества ступеней, которые поднимаются или опускаются (почему-то очень редко) в соответствии с особенностями рельефа. Таким образом как будто ползешь вверх от башни к башне, напрягая последние силы, судорожно вдыхая горный воздух. Если это зима, то ступеньки к тому же покрыты тонким слоем льда, что делает подъем особенно увлекательно. Особенность подъема на Стену (в отличие от восхождения на гору, например (многие горы в Китае также «ступенчатые») состоит в отсутствии вершины, которую необходимо покорить. Башня вырастает за башней, одна ступенька сменяет другую, чем выше забираешься, тем меньше людей вокруг, пьянящий горный воздух.
В древности Стена действительно являлась серьезным препятствием на пути всякого, кто пытался попасть в «Срединное государство». Единственный путь внутрь вел через специальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (ночью их нельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утра даже китайскому императору). Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов. Для этого он подавал своеобразную таможенную декларацию на рассмотрения главы гарнизона, который, после соответствующей проверки, переправлял его своим непосредственным начальникам в центр. До получения разрешения центральных органов власти никто не имел права прокинуть внутрь, поэтому территория вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палатками торговцев, ждущих разрешения на въезд (иногда ожидание затягивалось не на один месяц).
Вокруг Пекина находятся несколько участков стены, доступных для туристов. Наиболее интересен неотреставрированный участок Сыматай. Отреставрированные и свежевыкрашенные части Стены производят гнетущее впечатление голивудской декорации, и как то не верится, что все это стоит здесь уже не одну тысячу лет.В Пекине практически невозможно увидеть небо. Город наполнен всеми оттенками серого — серо-красный, серо-синий, серо-коричневый... Поэтому голубое небо над Сыматаем воспринимается почти как чудо.
Разрушение и реставрация стены
Манчжурская династия Цин (1644–1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке — он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте построено шоссе.
В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц.
Сообщается о том, что 60-километровый отрезок стены в регионе Мингин области Шаньси на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина — интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь. Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, однако высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров.
Интересные факты:
- Вопреки распространённому заблуждению, из космоса Стена не видна невооруженным глазом, хотя на спутниковых фотографиях, ее, разумеется, видно.
- Ежегодно проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая Стена» (The Great Wall Marathon), в котором часть дистанции спортсмены бегут по гребню Стены.
Источники информации:
Дополнительно на Genon.ru: