Где же на самом деле родился Иисус? На этот счет существует немало версий. Одни утверждают, что Иисус родился в Нацерете, или, как этот город называют христиане, Назарете (отсюда, кстати, появилось название новой религии на иврите - "нацруг"). Другие уверены, что Иисус родился в Бейт-Лехеме (Вифлеем), расположенном в 100 километрах от Нацерета. В Евангелии говорится об этом, но и там речь идет о разных географических точках.
Первая теория: Бейт-Лехем. Мириам (Мария) и Иосиф, приемный отец Иисуса, жили в Нацерете. В те дни римские власти объявили всеобщую перепись населения империи. Для того, чтобы облегчить работу переписчикам, всем людям было велено временно вернуться в места своего рождения. Именно поэтому родившийся в Бейт-Лехеме Иосиф вынужден был вернуться в родной город вместе с женой, которая была на сносях. В те годы преодолеть расстояние, разделявшее Нацерет и Бейт-Лехем, было довольно сложно, особенно таким беднякам, как Иосиф и Мириам. Наконец их тяжелое путешествие подошло к концу, но и тут пару поджидали сложности: в Бейт-Лехеме этих бедняков никто не ждал, жилья для них не нашлось, и они вынуждены были поселиться в одной из пещер, окружающих город. Именно в ней через несколько дней и родился Иисус.
Уже в 4 веке нашей эры Елена, мать императора Константина, правивщего в Риме с 312 по 337 год, нашла эту пещеру, и Константин построил здесь церковь, известную как Храм рождества Христова. Она стоит там по сей день, и именно отсюда на весь мир транслируется торжественная рождественская служба. Несмотря на все известные миру христианские тексты и традиции, многие продолжают задаваться вопросом о том, на каком основании было решено, что именно в этой пещере родился Иисус? Ведь с момента его появления на свет и до визита Елены прошло более 300 лет, тем более, пещер вокруг немало. Естественно, на этот вопрос ни у кого нет однозначного ответа, потому и существуют различные предположения, опровергающие версию о рождении Иисуса в Бейт-Лехеме. К тому же некоторые историки утверждают, что, несмотря на ту самую перепись населения, никто не заставлял местных жителей возвращаться туда, где они родились. По их мнению, Иисус родился и вырос в Нацерете.
Есть версия, что, не имея точных данных о месте рождения Иисуса, первые христиане решили считать таким местом Бейт-Лехем, потому что там родился и вырос царь Давид, Этот факт должен был придать дополнительную привлекательность новому учению в глазах потенциальных последователей.
Существуют и другие версии. Одну из них выдвинул израильский археолог Авраам Ошрм, специализирующийся на изучении истории Нацерета и окружающих его земель. Примерно в 10 км к западу от этого города находится населенный пункт под названием Бейт-Лехем а-Глилит (Бейт-Лехем Галилейский), который упоминается в Библии как еврейский населенный пункт. Ошри проводил раскопки в этом месте с 1988-го по 2006 год. Ему удалось найти и раскопать то самое еврейское поселение I века нашей эры. Кроме всего прочего, здесь был обнаружен очень большой, по меркам того времени, родильный дом. Ошри, исходя из размеров этой больницы, сделал вывод, что она обслуживала женщин всей округи, и в связи с этим предположил, что когда проживавшей в Нацерете беременной Мириам пришло время рожать, она направилась в ближайший "районный" роддом в Бейт-Лехем Галилейский, где и родился Иисус. Позднее слово "Галилейский" каким-то образом исчезло, и остался просто Бейт-Лехем.
В логичности этой версии не откажешь, однако никаких твердых научных обоснований под ней нет. Более того, она, в отличие от других, не имеет сторонников ни в одном из христианских течений. (К слову, Бейт-Лехем Галилейский получил вторую жизнь благодаря тамплиерам - христианам, которые стали приезжать в Эрец-Йсраэль из Германии примерно 150 лет назад; они основали на территории современного Израиля несколько населенных пунктов: Шарону, поблизости от нынешнего комплекса Минобороны и генштаба в тель-авивской Кирие, немецкие колонии в Иерусалиме и Хайфе, а также Вильгельму поблизости от Иегуда).
Не только о месте рождения Иисуса существует несколько версий, но и об обстоятельствах его смерти. И здесь не обошлось без Елены, матери императора Константина. И тут стоит заметить, что за долгие годы, прошедшие с момента смерти Иисуса и до приезда Елены, Иерусалим не раз подвергался значительным разрушениям. Это способствовало и продолжает способствовать выдвижению все новых и новых теорий. Нет смысла пересказывать историю Иисуса, описанную в Евангелии. Заострим свое внимание лишь на некоторых моментах Так, согласно существующим описаниям, после того как Иисуса арестовали, он предстал перед Синедрионом, и именно после этого допроса, согласно христианской традиции, решено было предать Иисуса смертной казни. Однако историки, проверявшие данную версию, имеющую истоки в Евангелии от Матфея, считают, что описанный там ход суда не мог иметь ничего общего с действительностью. Подобные дела велись иначе. Кроме того, согласно этим же утверждениям, сам факт созыва Синедриона по подобному поводу был маловероятен. Другие историки склонны считать, что как раз члены еврейского руководства желали спасти Иисуса, а убить его собирались римляне...
По другой версии, сразу после тайной вечери Иисус оказался в руках прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Допросив арестованного, римский ставленник пришел к выводу, что тот опасности не представляет, и решил передать его наместнику Галилеи, откуда Иисус был родом. Однако этот чиновник, видимо, не хотел создавать себе лишних проблем и вернул его в Иерусалим.
После того как еврейская толпа потребовала смерти Иисуса (и это при том, что его приезд в Иерусалим был встречен с восторгом), Пилат произнес свою знаменитую фразу о том, что он умывает руки. Механизм мучительной казни был запущен. После подъема на Голгофу, где Иисус был распят на кресте вместе с двумя другими осужденными, он прожил в мучениях еще шесть часов. Согласно христианскому учению, через три дня после смерти Иисуса его могила была обнаружена пустой...
Итак, единства мнений по поводу обстоятельств рождения, жизни и смерти Иисуса Христа нет, и, судя по всему, вряд ли оно возможно. Неясно также, намеревался ли сам Иисус создавать новую религию, и каково было его отношение к иудаизму и еврейскому народу. Естественно, христиане утверждают, что Иисус намеревался основать новую религию. Но среди многих серьезных исследователей бытует мнение, что это был один из множества бродячих иудейских проповедников, представителей весьма влиятельной в те времена секты ессеев. Самым знаменитым источником здесь является Иосиф Флавий, особо выделивший, кроме ессейской, также фарисейскую и саддукейскую секты. На самом деле этих сект было гораздо больше. Те же первые христиане до какого-то этапа считались одной из иудейских сект.
Об общине ессеев, обитавших на берегу Мертвого моря, известно сейчас довольно много благодаря знаменитым Кумранским спискам. Вот что говорится об этой секте в одном из исторических трактатов того времени: "В своем стремлении к благочестию ессеи руководствуются любовью: любовью к Богу, любовью к добродетели и любовью к человеку. Любовь к Богу предполагает воздержание от клятв и лжи, целомудрие и веру в то, что Божественное является причиной только благ...". По мнению этих историков, Иисус был одним из тех, кто распространял учение ессеев среди населения Иудеи. Однако постепенно это учение получило иное толкование и со временем превратилось в новую религию, которая называется христианством.
Источники: