Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Первоначально термин (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т.е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.
В силу его многозначности данный термин часто путают с сюжетом. Если под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, то под фабулой — тот порядок, в котором о них повествуется. Т.е. сюжет — схема события, а фабула — их конкретное и многостороннее изображение. Таким образом, фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что выделяет наиболее примечательных событий, которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему.
Фабула отличается от сюжета:
1) порядком повествования — события располагаются не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, последующими узнаваниями и т.п. («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Бильярд в половине десятого» Г. Белля, «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова);
2) субъектом повествования: оно может вестись не только от автора, никак себя не проявляющего («Отец Горио» О. Бальзака, «Дело Артамоновых» М. Горького) или же выражающего свою эмоциональную настроенность («Человек, который смеется» В. Гюго), но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий, их оценивающего («Бесы» Ф.М. Достоевского, «Доктор Фаустус» Т. Манна), или от лица героя («Моя жизнь» А.П. Чехова, «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя) и т.п.;
3) мотивировкой повествования — оно может быть дано как воспоминание («Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого), дневник («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя), письма («Страдания молодого Вертера» И.В. Гёте), летопись («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина) и т.п.
Источники: