Прототипом для создания нового советского автомобиля ВАЗ-2101 был итальянский ФИАТ-124, завоевавший в 1965 году титул "Автомобиль года".
Однако, новый ВАЗ-2101 принципиально отличается от своего итальянского "брата". В первую очередь совершенно другим двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. При сохранении рабочего объема 1198 см куб. диаметр цилиндра стал больше на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, то есть двигатель стал более короткоходным, а значит – более приемистым. В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки "ФИАТ-124" было внесено свыше 800 изменений. В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок – со 182 до 200 мм. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. По причине преимущественно плохого дорожного покрытия клиренс увеличили со 164 до 175 мм, правда, только в передней части, так как сзади это не позволял картер неразрезного моста. Передняя подвеска была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост – новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции.
Еще на ранних стадиях испытаний выяснилось, что отечественное бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat – уже при 2-3 тысячах км пробега колодки стирались до металла, поэтому тормоза заменили барабанными. Кузов также основательно доработан и усилен. Вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля, к тому же, прежние одинарные проушины находились под серединой порога, и на русских колдобинах от них бы вскоре ничего не осталось. В переднем бампере появилось отверстие для "кривого стартера" – в наших условиях вещь просто необходимая. Кроме того, передний и задний бамперы обрели "клыки", а рядом с ними появились буксирные проушины, которых на Fiat не было. Передние сиденья, в отличие от кресел итальянских Fiat, стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили "безопасными". Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида. Автомобиль стал тяжелее. Его снаряженная масса увеличилась с 855 до 945 кг. С другой стороны, конструкция стала намного прочнее и надежнее.
Говоря о доработке Fiat 124 для российских условий производства и эксплуатации, стоит учесть, что она проводилась преимущественно силами итальянцев. Конечно, "вазовские" специалисты принимали участие в работах, и опыт, накопленный в процессе испытаний, позже применялся ими при создании последующих моделей. Впрочем, итальянцы продолжали снабжать "вазовцев" техпредложениями по изменению конструкции вплоть до постановки на производство ВАЗ-2103.
19 апреля 1970 г. - это дата в истории Волжского автомобильного завода по праву названа триумфальной: на главном конвейере собран первый автомобиль. Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые качества автомобиля были превосходны. Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть.
После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода, а владелец "копейки" с удовольствием пересел за руль "девятки", подаренной ему ВАЗом.
7 июня 2004 года в Москве был торжественно открыт первый и единственный в мире памятник "копейке", всенародно любимому в России автомобилю ВАЗ 2101. В дар жителям России и их потомкам компания "Лада Фаворит" явила единственный в России и мире памятник "копейке" (в размер самого авто!) на гордом мраморном пьедестале, подле которого, верится, просто не будут отныне переводиться цветы от почитателей легендарного "железного коня". Там же впервые в истории гостям церемонии был представлен и секретный прототип автомобиля LADA, с которого была сделана первая "нулевая" "копейка". "Прототип"
оказался... танком. В постамент памятника была торжественно заложена капсула с "Посланием автомобильным потомкам".
Проезд к памятнику на авто:
по Волгоградскому проспекту, на первом светофоре за МКАД - в правый карман (заезд в Жулебино), левый поворот на ул. Привольную, 70. Офис компании «Лада Фаворит». К вашим услугам бесплатная охраняемая парковка.
В этот же день состоялось и официальное открытие самого большого в Европе шоу-рума (демонстрационного зала) автомобилей ВАЗ общей площадью 12 тысяч квадратных метров, подле которого и встал на вечной "парковке" легендарный автомобиль. Журналистов ждала и личная встреча с "отцами" российского автопрома Каданниковым Владимиром Васильевичем и Вильчиком Виталием Андреевичем, которые приоткрыли секреты, касающиеся настоящего, прошлого и будущего автомобилей "лада". В рамках события для всех желающих в двух кинозалах был проведен спецпоказ фильма "Копейка" Ивана Дыховичного.
Журналисты также стали свидетелями и участниками установления рекорда по сооружению самой большой в мире символической пирамиды из копеек - 270.265 монет - 1/10 от количества выпущенных в СССР "копеек"! Пирамида была построена руками участников Презентации из сотен килограммов однокопеечных монет. За всю недолгую, но героическую историю "копейки" с 1970 по 1983 год было выпущено 2.702.657 автомобилей ВАЗ 2101. Одну десятую армии выпущенных "копеек" и можно было наглядно увидеть в копейках в этой символической пирамиде.
Все представленные рекорды и достижения были скрупулезно засвидетельствованы на месте экспертами "Книги рекордов России" с выдачей за все достойное соответствующих Дипломов. В "Книгу рекордов Гиннеса" представителями "Агентства ПАРИ" было немедленно сообщено обо всех новых российских достижениях.
ВАЗ-2101 послужил базовой моделью для всей последующей гаммы моделей - автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107. Прошло 37 лет со дня выпуска первого ВАЗ-2101, но и сейчас, уже в преклонном возрасте, "копейки" из первых партий колесят по дорогам, до сих пор вызывая восхищение своей неприхотливостью, надежностью и выносливостью.
Найти же в Европе "живой" ФИАТ-124 -задача почти неразрешимая.
-----------------------------------
Источники:
old.ournet.md - сайт "Боевая "копейка";
vaz2101.ru - сайт "Автоклуба ВАЗ-2101"
www.club2101.com - фан-клуб любителей ВАЗ-2101, конструкция, устройство, фотоальбом и т.д.
day1923.nnm.ru - форум любителей "копейки"
Еще из истории автомобилей:
- genon.ru - Какие есть самые старые автомобили?
- genon.ru - Какой самый дорогой автомобиль в мире?
- genon.ru - Где найти историю создания первого автомобиля?
- genon.ru - Где найти историю создания автомобиля Победа?
- genon.ru - Где в интернете найти информацию по автомобилю ГАЗ-21?
- genon.ru - Когда был выпущен последний автомобиль Форд Т?
- genon.ru - В каком году был прекращен выпуск автобусов ЗИС-8?
- genon.ru - Какого цвета была последняя выпущенная 21-я Волга?
- genon.ru - В каком году появился американский внедорожник Hummer(Хаммер)?
- genon.ru - Где в интернете найти Полный реестр модификаций Волги ГАЗ-21?
- genon.ru - В каком году появился первый автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ?
- genon.ru - Сколько всего было выпущено автобусов ЗИС-8?
- genon.ru - Какая модификация 21-й волги была снята в фильме "Берегись автомобиля"?
- genon.ru - Где в интернете найти статистику выпуска автомобилей Волга ГАЗ-21?
- genon.ru - Где скачать фотоальбом по 21-й Волге?
- genon.ru - Какой советский автомобиль есть в кадрах фильма Джемс-бондовской серии "Шаровая молния"?
- genon.ru - Где найти историю создания автомобиля ГАЗ-12( ЗИМ)?
- genon.ru - Где найти информацию по тюнингу ВАЗ - 2101?