ЦУМ (Центральный Универсальный Магазин) — один из известнейших магазинов Москвы. Расположен в шестиэтажном историческом здании на углу Петровки и Театральной площади. По состоянию на 2010 год принадлежит компаниям группы Mercury.
История ЦУМа
В 1857 году коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз».
В 1880-х годах торговый дом купил здание для магазина на Театральной площади.
В 1908 году было построено новое здание в стиле европейской готики с элементами модерна. Над проектом работал известный архитектор Р. И. Клейн. «Мюр и Мерилиз» был крупным универмагом, где покупали одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, детские игрушки.
Магазин вызвал интерес современников: «В глазах москвичей, — писал один из них, — „Мюр и Мерилиз“ является выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых, великосветских кругов, так и средних слоев населения».
В течение XX века здание несколько раз реконструировалось. Последняя по времени реконструкция была проведена в 2007 году.
Современность ЦУМа
Сегодня ЦУМ — одно из модных мест российской столицы, где представлено более 1000 брендов модной одежды, парфюмерии и ювелирных украшений, а также гастроном «ЦУМ Глобус Гурмэ», ресторан авторской кухни, сигарная комната, кафе и бар шампанского Veuve Clicquot.
Появление новых коллекций в ЦУМе сопровождают ежесезонные рекламные кампании со звездами модного бизнеса — Милой Йовович, Наоми Кэмпбелл, Дарьей Вербови, Малгосей Белой, Матиасом Лауридсеном. В мероприятиях ЦУМа участвуют известные модельеры, такие как Каролина Эррера, Ролан Муре, Виктория Бекхэм.
Филиалы ЦУМа
В апреле 2008 года открылся ЦУМ в Барвихе Luxury Village,
В июле 2009 года в Меге "Теплый Стан" появился ЦУМ Outlet (магазин распродаж коллекций ведущих марок ЦУМа).
Благотворительная и культурная деятельность
Выставки и художественные проекты проводятся под эгидой фонда ЦУМ Art Foundation (фонд специализируется на современном искусстве). В 2007 году, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства, ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и проект-инсталляция художника Олега Кулика «Москва. ЦУМ»
В сентябре 2009 года ЦУМ организовал акцию для сбора средств в помощь детям-сиротам. В марте 2010 года публике представили фотопроект в поддержку борьбы с раком.
Скандалы вокруг ЦУМа
В августе 2007 года, в период ажиотажа в связи с началом нового учебного года, граждан возмутила серия билбордов, размещенных в окнах ЦУМа и адресованных младшим школьникам.
Девочка, героиня билбордов заявляла : «Кто не в PRADA, тот лох!»
«Папочка! Если ты меня правда любишь , купи! купи! купи! мне туфли, платье, шляпку!!! Dolce & Gabbana, Armani и Prada»
«Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки! А вы, два старых урода, мне больше не нужны!»,
«Свет мой, ЦУМ, скажи, я-ль в школе всех моднее»
По словам представителя ФАС, например, в первом из текстов содержится нарушение статьи 5 закона «О рекламе», которая гласит, что «реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц».
В мае 2011 разразился очередной скандал. На территории, прилегающей к ЦУМу появились стикеры с изображением президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина в спортивной одежде. Первые лица страны «рекламировали» новую весенне-летнюю коллекцию. На плакатах был изображен логотип ЦУМа. В универмаге заявили, что акция проходила без ведома и согласования с руководством универмага: «Мы обязательно поставим в курс дела службу безопасности, чтобы она разобралась в случившемся». Авторов рекламы, по официальным данным, так и не нашли.
29 октября 2011 года Центральному универмагу пришлось отказаться от очередной рекламной задумки – инсталляций «Акробатика и эстетика». Акробатика заключалась в том, что парам манекенов в виде роботов периодически меняли позы.
Тем не менее, члены общественной организации «Профсоюз граждан России» и часть граждан Москвы обнаружили в самих позах однозначный сексуальный подтекст и устроили пикетирование у витрин. По мнению активистов организации роботы-манекены имитируют совокупляющиеся человеческие фигуры, причем часть этих пошлых «инсталляций» была выставлена непосредственно напротив здания Большого театра, открытие которого после затянувшейся реставрации ждет культурная общественность всего мира.
Источники информации:
Дополнительно от Генон: