Дистанционное образование становится все более популярным: в интернет-школах есть учителя, психологи и классные руководители, только на уроки ходить не надо — заниматься можно и за компьютером не выходя из дома. В интернет-школе есть все, что в обычной: преподаватели, методисты, администраторы, психологи и собственно уроки. Есть даже классные руководители под названием тьюторы, которые помогают ученикам освоиться с необычной формой учебы. Только присутствовать на уроках ученики и учитель могут не выходя из дома.
«Просвещение.ru» — одна из нескольких школ дистанционного образования в России, которая в этом году получила право выдавать выпускникам аттестат государственного образца. Сколько их всего в стране, неизвестно: Рособразование просто не ведет статистику. Да и спрос на интернет-образование школьников никто не оценивал. «Научного исследования у нас нет, — говорит руководитель управления подведомственных учреждений Российской академии образования Тимур Темиров. — Однако наш мониторинг, проведенный в этом году, показывает, что дистанционное образование школьников очень востребовано». Руководители интернет-школ тоже отмечают приток учеников: если в «Просвещении.ru» и «i-Школе» наблюдают плавное увеличение числа поступающих, то в «Интернет-школе» на базе Центра интенсивных технологий образования (ЦИТО) эта цифра по сравнению с прошлым годом выросла вдвое.
Перспективы дистанционного обучения в целом аналитики описывают радужно: к примеру, по оценкам компании Cortona Consulting, среди клиентов которой BBC и Intel, рынок интернет-образования не просто стабильно растет, он достигнет к концу десятилетия 50 млрд долларов. Со школьниками дела обстоят сложнее. «На мой взгляд, нет вопроса — интернет-школа или обычная, — говорит Галина Мисютина, директор Центра интенсивных технологий образования. — Важно качество образования».
Большинство интернет-школ создавалось в рамках или в результате государственных образовательных экспериментов. К примеру, «Интернет-школа» на базе ЦИТО появилась как результат проекта Министерства образования — внедрить современные технологии в учреждения среднего профессионального образования. Эксперимент закончился, а технологии, постоянно дорабатываемые и дополняемые, по профильным и общеобразовательным предметам за 10-11-е классы у ЦИТО остались. 11-летняя «i-Школа» (официальное название — центр образования «Технологии обучения») создана Департаментом образования Москвы в рамках организации обучения детей-инвалидов. В ней, кстати, такое же жесткое расписание уроков, как в обычной школе, только у каждого ученика индивидуальное. Детям-инвалидам компьютеры и выход в интернет оплачивает правительство Москвы. А сам процесс обучения бесплатный для всех.
Дистанционное образование активнее всего распространяется в США: причем как частное, так и государственное. Государственная школа K12 бесплатно не просто учит, но еще и присылает все необходимое — от пособий до красок и даже оплачивает выход в интернет. «Программа лучше, чем в подавляющем большинстве государственных американских школ, — рассказывает Екатерина Шнитке из Лос-Анджелеса, мать ученика K12. — И нам нравится после обычной школы, и результаты ежегодного тестирования учащихся высокие». Екатерина услышала о К12 от знакомых в тот момент, когда подыскивала для сына школу получше. Днем она работает дома, поэтому может проследить за учебой сына. «Мне понравилось, что родитель может влиять на ход урока, — говорит Екатерина. — Выбрать классический урок или остановиться только на сложных понятиях, пропустить глупые задания и предложить свои. А у сына появилось больше свободного времени на прогулки, спорт и общение. Потому что ему не нужно ждать, когда урок усвоят еще 29 учеников из класса».
Источники информации:
- В школу не пойдем - газета “Ведомости” от 14 сентября 2007 года;
- Интернет-школа «Просвещение.ru» - является средней общеобразовательной школой (лицензия № 021763, свидетельство о государственной аккредитации № 007356). Здесь любой желающий может учиться по программам 10 и 11 класса, сдать экзамены и получить аттестат о среднем (полном) общем образовании государственного образца. Компанией разработана комплексная система дистанционного обучения, размещенная в пространстве интернет. В ней содержатся все необходимые учебные материалы, система коммуникаций между учащимися и сетевыми учителями, технические средства учета успеваемости и многое другое;
- i-Школа - (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов) - это структурное подразделение ГОУ Центра образования "Технологии обучения". Открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализуется Департаментом образования города Москвы. В школе обучается более 1 тысячи учащихся с 1 по 11 класс. Школа предлагает учащимся более 100 курсов по различным предметным направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому. В каждом направлении есть курсы, построенные по программам общеобразовательной школы, а также курсы творческие, проектные, для абитуриентов и для желающих получить предпрофессиональную подготовку. По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца;
- Интернет школа - получение полного среднего образования через интернет. По программе мосовских общеобразовательных школ, поддержанной Московским городским Департаментом образования и Министерством образования и науки России. Школы проводят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, осуществляют непосредственную подготовку к экзаменам, выдают государственные документы об образовании - аттестаты. Центр организует интенсивные занятия экстернов, в том числе через Интернет, разрабатывает учебно-методические материалы и пособия для этих занятий, а также для самостоятельной подготовки, текущей и промежуточной аттестации, обеспечивает другие виды учебно-методической поддержки экстернов.