Александр Алексеевич Киреев (Alexander Kireev) - военный и общественный деятель, публицист славянофильского направления.
Годы жизни (23.10.1833—13.07.1910)
Биография
Александр Алексеевич Киреев происходил из старинного дворянского рода.
Родовое владение Киреевых в Тульской губернии часто посещали земляки и соседи А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, семья Аксаковых.
Сама атмосфера этих исконных русских земель с давним традиционным укладом жизни сделала Киреева, по его словам, славянофилом по происхождению.
В 1849, после смерти отца, по личному указу императора Николая I, Киреев был определен в Пажеский корпус - одно из самых привилегированных учебных заведений России.
Закончив его в 1853, Киреев определился в лейб-гвардии Конный полк, также одно из самых элитных военных соединений в гвардии. Впрочем, Киреев не собирался вести только «гвардейский» образ жизни, и когда началась Крымская война, видя, что его полк остается в столице, предпочел отправиться на театр военных действий в рядах армейских частей. Вернувшись с войны, на которой он проявил большую храбрость и получил ряд наград, молодой офицер стал в 1856 - 1859 вольнослушателем Петербургского университета, желая пополнить запас знаний.
В 1862 Киреев как один из самых образованных, храбрых и исполнительных офицеров стал адъютантом великого князя Константина Николаевича, наместника в Царстве Польском.
В Польше вскоре вспыхнул мятеж и Киреев принял участие в военных действиях при усмирении края. Постепенно Киреев, оставаясь на военной службе, постоянно повышаясь в чинах, дослужившись до генерала, стал превращаться в публициста. Он сотрудничал в таких изданиях, как «Русское обозрение», «Богословский вестник», «Церковные ведомости» и др. Ревностный христианин, «воцерковленный солдат», Киреев стал в 1872 одним из основателей, а впоследствии и руководителем петербургского отделения «Общества любителей духовного просвещения».
Помимо религиозных вопросов Киреева как истинно русского человека волновала судьба балканских славян, и не случайно он стал также одним из создателей Петербургского Славянского комитета. В период восстания герцеговинских сербов против турок в 1875 Киреев организовал специальную Герцеговинскую комиссию.
С помощью Славянских комитетов в Сербию отправились тысячи русских добровольцев и в числе первых из них брат Киреева, Николай, погибший смертью героя в начале июля 1876. Его гибель, о которой сообщили все русские газеты, вызвала активизацию добровольческого движения.
Один из современников писал: «Движение добровольцев из России, сначала слабое и боязливое, со смертью Николая Алексеевича Киреева быстро двинулось вперед».
12 апреля 1877 Россия объявила Турции войну, которая завершилась победой русского оружия в феврале следующего года.
Сам Киреев рвался на фронт, но вынужден был повиноваться приказам начальства и заниматься в тылу организационной и пропагандистской работой. Проблемы славянства вместе с глубоким знанием христианского учения не могли не привести Киреева к попытке найти способ преодоления религиозного раскола славян на православных и католиков. Понятно, что как истинный христианин он отрицательно относился ко всем проектам «слияния церквей», предлагаемым В. С. Соловьевым (с самим Соловьевым Киреев вел многолетнюю переписку-полемику). Славянское движение и проблемы христианства не были единственными темами в публицистике Киреева. Главное, о чем говорил, писал и чему служил Киреев, была Россия. На рубеже XIX - XX вв., уже будучи в отставке, Киреев оставался одним из виднейших теоретиков славянофильства, причем он подчеркивал, что остается «последним могиканином» классического славянофильства А. С. Хомякова и И. В. Киреевского. Киреев также по праву может считаться теоретиком политической доктрины славянофильства. Особый интерес представляют его взгляды на самодержавие.
Под самодержавием Киреев понимал полную, совершенно независимую от давления извне, единую и нераздельную верховную власть. Он выделял три вида самодержавия:
1. Бюрократическое (абсолютная монархия при опоре на чиновничество, сущность которой выражается фразой «Государство - это я!»);
2. Славяно-русское (много умов, но одна воля);
3. Парламентское (много умов и много воль).
Понятно, что либеральная пресса, не ведя полемики по существу предмета, ответила на статьи генерала лишь насмешками и деланным возмущением. Впрочем, Киреев привык спокойно сносить насмешки в свой адрес. Его больше волновало распространение неверия и западных теорий среди молодежи. Свою тревогу он изложил в 1903 в книге «Россия в начале XX века», представляющей собой письма к государю Николаю II. Старый генерал писал о том, что у России в новом веке два пути: или опрокинуться в конституцию и правовой беспорядок, или «вернуться домой» к истокам национальной жизни.
Источники: