28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Кто такой Моисей (библейский персонаж)?

РедактироватьВ избранноеПечать

Моисей, евр. Моше, араб. Муса (извлеченный или спасенный из воды) — вождь и законодатель еврейского народа, почитаемый в иудаизме, христианстве и исламе как пророк. Биография Моисея до Исхода изложена в главе 2 Книги Исход (Библия), а его встреча с Богом на горе Синай (Синайская теофания) — в главах 3 и 4 этой книги.

 

Хотя пока что не найдено никаких внешних (внебиблейских, внекоранических и внефольклорных) подтверждений того, что существовал человек по имени Моисей, многие исследователи склонны считать его реальным историческим деятелем, который родился в Египте (историки называют различные даты — от XVI до XII в. до н.э.), а затем стал предводителем еврейского народа, приведшим его в «Землю обетованную».

 

Согласно книге «Иудейские древности» историка I-II вв. н.э. Иосифа Флавия (Йосефа бен Маттитьяху), Моисей родился в семье еврея знатного происхождения (по некоторым преданиям — главы верховного суда Синедриона) Амарама (Амрама) и его жены Иоахевед. Согласно Библии, фараон видел в численно возрастающем еврейском народе, попавшем в египетский плен со времен патриарха Иосифа, угрозу своей власти.

 

В Агаде, назидательной повествовательной интерпретации библейских текстов, говорится, что некий египетский мудрец предсказал, что среди израильтян родится мальчик, который, если вырастет, сокрушит египетское могущество. Испугавшись, фараон повелел уничтожать всех рождавшихся еврейских детей мужского пола. Амарам обратился к Богу и тот, явившись ему во сне, пообещал, что ребенок избежит преследования фараона и выведет из Египта свой народ. Агада сообщает легендарные подробности рождения Моисея: что когда он родился, весь дом был озарен необычайным светом. Когда же соглядатаи фараона подошли к дому, чтобы забрать ребенка, мать в ужасе бросила сына в топящуюся печь, сама не сознавая, что она делает. После ухода пришельцев ребенок был извлечен из огня невредимым, так как Бог охладил пламя.

 

После рождения до трех месяцев ребенка воспитывали тайно, а затем мать вынесла его на реку и положила в осмоленной корзине из тростника в тростник у берега реки Нил, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона Фермуфис вышла на реку (есть версия, согласно которой царевна, а по другой версии — ее сестра, страдала проказой и хотела излечиться, купаясь в водах Нила, но купание не помогало. Однако ей оказалось достаточно прикоснуться к младенцу Моисею, как следы болезни исчезли). Здесь царевна увидела корзинку и, услыхав плач ребенка, сжалилась над ним и решила его сохранить жизнь. Ребенок был взят во дворец. А когда он отказался от груди кормилицы, то по совету оказавшейся здесь «как бы случайно» старшей сестры Моисея Мариаммы в качестве кормилицы была призвана еврейская женщина, которая оказалась настоящей матерью Моисея и вскормила его своей грудью.

 

Когда дочь фараона Фермуфис сказала отцу, что хочет усыновить ребенка, полученного ею «в дар от реки» и сделать его наследником царства, фараон, желая выказать дочери расположение, надел на него свою диадему. Моисей же швырнул корону на землю, сорвав ее с себя в детской шаловливости, и стал топтать ее ножками. Иосиф Флавий говорит, что это было дурным предзнаменованием для царя. Однако и здесь Бог уберег ребенка: когда мудрец, который предсказал появление среди иудеев ребенка-угрозы для власти царя, опознал его и призвал фараона убить ребенка, Фермуфис быстро велела убрать маленького Моисея и предотвратила исполнение этого совета.

 

По словам Иосифа Флавия, ребенка воспитали с большой заботой. Иудейская традиция сохранила сведения о том, что Моисей получил лучшее образование, которое было доступно только жрецам и правящему сословию страны, державшим научные и высшие духовные познания в тайне от народа. Память об этом сохранилась и в Деяних апостолов, где сообщается, что Моимей был «научен... всей мудрости Египетской» (Д. ап. 7:22).

 

Возмужав, Моисей проявил свои выдающиеся способности: Флавий рассказывает, что по просьбе фараона Моисей возглавил египетские войска в борьбе с эфиопами и одержал победу (а сам женился на «воспылавшей безумной страстью» к нему дочери эфиопского царя — Фабрис) [1]. Несмотря на одержанные победы, Моисей не мог чувствовать себя в безопасности, ибо «книжники» подстрекали фараона избавиться от него, и сам фараон завидовал военным удачам Моисея. Узнав заблаговременно о коварных замыслах, Моисей тайно бежал. Библия по-иному представляет историю бегстав Моисея: он заступается за еврея-раба и убивает при этом египтянина-надсмотрщика. Флавий не рассматривает и версии о служении Моисея в качестве чиновника при храме.

 

Моисей бежал в страну Мадиам (Мадиан) на побережье Красного моря. Здесь он знакомится с дочерями местного священника и правителя Рагуила-Иофора. По преданию, Моисей заступился за них перед местными пастухами, пожелавшими отнять у девушек право на воду для своих стад. Благодарный отец принимает его у себя, дает в жены одну из дочерей — Циппору (Сепфору, Сапфору) и назначает его заведующим всех своих стад.

 

Однажды Моисей погнал скот на гору Хорив (один из отрогов Синая). Ввиду существования поверья, что тут обитает божество, пастухи не решались вступать на эту гору и травы ее не трогали. Именно здесь, на горе Хорив (евр. Хореб) и происходит главное событие в жизни Моисея — он встречается с Богом, который из тернового куста, стоящего «в огне», горящего и не сгорающего («неопалимая купина»), возвещает Моисею о его предназначении. Голос велит Моисею вернуться в Египет, возглавить народ и вывести его из Египта. В ответ на сомнения Моисея Бог обещал даровать ему, где будет нужно, красноречие (известно, что Моисей был косноязычен), его брат Аарон а где потребуется наглядный пример — соответствующую силу. После этого, продемонстрировав перед Моисеем Свое могущество, Бог раскрыл Моисею Свое настоящее, ранее людям неизвестное имя.

 

Моисей с женой Циппорой и сыновьями Герсоном и Елеазаром отправляются в Египет. По дороге он встречает своего брата Аарона, «которому он тотчас сообщил все, приключившееся с ним на горе, а также поручения, данные ему Предвечным». Вместе с Аароном они встречаются с родовитыми евреями и убеждают, что в случае беспрекословного подчинения приказаниям Моисея у них есть возможность Исхода из Земли Египетской. Однако для Исхода необходимо согласие фараона. В это время в Египте сменяется фараон, и Моисей надеется найти взаимопонимание с его преемником. Моисей встречается с ним, напоминает о своих заслугах перед Египтом, демонстрирует чудеса. Но фараон непреклонен. Тогда Бог приходит на помощь Моисею, и на Египет обрушиваются одно за другим бедствия — десять «казней египетских»: вода в реке обращается в кровь; страну наводняет несчетное множество лягушек; затем египтян и их скот поразили неведомые ранее болезни; потом страну наводнило множество различных раньше никем не виданных животных, от которых погибла масса народа; далее тела египтян покрылись страшными гнойными язвами; вслед за этим на страну обрушился страшный град; затем оставшиеся посевы уничтожила саранча; потом Египет был окутан непроницаемой мглой («тьма египетская»); и, наконец Бог поразил египтян болезнью, уничтожавшей у них все «перворожденное», но не затрагивавшей евреев. Только после этого фараон согласился отпустить евреев.

 

При выходе из Египта они захватили с собой драгоценные украшения египтянок и прах патриарха Иосифа, согласно его завещанию. «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исход, 13:20-22).

 

После выхода из Египта Моисей повел народ к горе Синай, но египтяне бросились в погоню за своими бывшими рабами и, окружив, прижали их к «самому морю» (местоположение которого до сих пор представляет собой предмет дискуссий). Моисей повел евреев на глазах у египтян к морю и, вознеся молитвы, ударил посохом по морю, которое от этого удара раздвинулось и, отступив перед евреями, дало им возможность удалиться по сухому пути. Бросившиеся же за ними враги-египтяне были поглощены сомкнувшимся морем и обрушившимися на них потоками дождя.

 

Как пишет И. Флавий, несмотря на то, что евреи были спасены чудесным образом, они вскоре опять сильно пали духом во время своего путешествия к горе Синайской. Так происходило неоднократно, и каждый раз Моисею приходится изыскивать способы решения возникших проблем: то он опресняет воду в заброшенном колодце, то испрашивает у Бога пищу в виде перепелок и «манны небесной», то, предвидя очередной взрыв негодования, исторгает воду из скалы, ударив по ней посохом.

 

Одновременно с решением внутренних проблем вождю приходится решать и проблемы внешние. В первую очередь, проблему организации борьбы с местными племенами, через территорию которых пролегал путь, в том числе с кочевым племенем амаликитян, в бою с которыми впервые проявил себя будущий преемник Моисея Иисус, сын Навина из колена Ефремова. Когда Моисей и его спутники подошли к горе Синай, с помощью своего тестя Рагуила Моисей реорганизовал ведомый им народ, создав специальное войско, образовал иерархическую систему управления и создал условия для того, чтобы посвятить себя служению Богу. После этого он отправился «на гору Синайскую для общения с Господом Богом». «Народ между тем должен расположиться станом вблизи горы и свято чтить соседство Божества». На третий день по всем признакам Моисей вступил в общение с Предвечным, ибо все в природе пришло в движение и некоторые из находившихся у подножья горы людей решили, что Моисей погиб. Однако «пока они находились в таком удрученном состоянии, вдруг явился к ним Моисей, веселый и бодрый...» [2]. Он сообщил, что Господь милостиво отнесся к нему, что они сами могут услышать Его глас. Затем он вновь отправился на гору Синайскую, где провел сорок дней и ночей. Именно в это время Моисей получил от Предвечного и основные законы, и указания об устройстве скинии, и имя первосвященника (Аарон), и главные заповеди еврейского народа, которые Бог собственноручно записал на двух каменных плитах — «скрижалях» (Исход, 31:18).

 

Следующий важный эпизод биографии Моисея и истории народа израильского Иосиф Флавий излагает весьма туманно — он пишет, что пока Моисей был на горе «среди евреев возникло разногласие: одни уверяли, что он погиб..., другие же полагали, что он отошел к Господу Богу. Более же разумные... были глубоко опечалены при мысли, что лишились такого руководителя и заступника, какого им уже более не найти...». В библейской книге «Исход» сказано, что «когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» («Исход», 32:1). Аарон из принесенных ему украшений «сделал литого тельца и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил перед ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» («Исход», 32:2-5). Это был грех, ибо евреи предали и Моисея, и Бога. Однако и здесь Моисей не оставил свой народ. Именно тогда, узнав от Бога о том, что происходит внизу, и что Бог намерен сделать с этим народом «жестоковыйным», Моисей упросил Его «отменить погубление народа» («Исход», 32:12) и сошел вниз к народу своему. Однако при виде впавшего в идолопоклонничество народа и Моисея охватил гнев: он разбивает скрижали и обращается к Аарону со словами: «что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?»(«Исход», 32:21), А затем «сыны Левины по слову Моисея» казнили «из народа около трех тысяч человек»(«Исход», 32:28). А сам Моисей на другой день «возвратился к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; Итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе» («Исход», 32:31-34).

 

У горы Синайской было сооружено переносное святилище — скиния, выделено для отправления богослужение колено Левия (левиты) и приняты основные законы жизни народа. Однако вскоре вновь вспыхнулонедовольство. Произошел бунт Корея, который был недоволен возвышением Аарона и «тиранией Моисея». И хотя самого Корея и 250 его сторонников из числа старейшин «пожрал огонь», а под другими (Дафамном и его родственниками) «разверзлась земля», но Моисею и верным ему левитам потребовалось много времени и сил для преодоления беспорядков. К этому времени (около 40 лет после выхода из Египета) умерли сестра Моисея Мариамна и первосвященник Аарона.

 

Далее Моисей повел свой народ дальше через земли аморреян, царство Галада, по стране Ога и вывел свое войско к Иордану и Ханаану — «земле обетованной». Самому Моисею Бог не позволил вступить на эту землю. Однако многочисленный (по некоторым данным, более 600 тысяч) и хорошо организованный народ с армией, закаленной в пустыне и опробованной в боях с многочисленными противниками — аморреянами, моавитянами, мадианитянами под командованием талантливого полководца, будущего преемника Моисея — Иисуса Навина — готов вступить в эту землю. Народ чтит Бога и живет по законам, полученным от него через Моисея.

 

В последние дни своей жизни Моисей проводит несколько встреч со всем народом и отдельно с его предводителями, еще раз зачитывает Закон и напоминает народу о его обязанностях перед Богом. Он поочередно обращается к каждому колену (племени), благословляя их. А потом вместе с сопровождавшими его Иисусом Навином, первосвященником Элеазаром и старейшинами «взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево (Аварим), на вершину Фасги, что против Иерихона… И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моавитской против Беф Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». В то время ему исполнилось 120 лет. Согласно Библии, Моисей был погребен в долине близ Веффегора, но «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6).

 

В иудаизме Моисей (обычно говорят — Моше Рабейну, то есть «наш учитель») считается «отцом» всех последующих пророков, т.е. главным из них.

 

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа — Новый Завет. Во время Преображения на горе Фавор с Иисусом были пророки Моисей и Илия. В Русской Православной церкви день памяти Святого пророка Моисея — 4 сентября.

 

В исламе Моисей (Муса) почитается как пророк Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора).

 

Другая версия биографии Моисея восходит к записям египетского жреца Манефона (Мането), на которого ссылаются античные авторы — Филон Александрийский, Страбон и другие. Многие исследователи считают эту версию поздней выдумкой, но находились и находятся авторы (в частности, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд), которые готовы принять ее, хотя бы с оговорками. Согласно этой версии, настоящее имя Моисея — Хозарсиф. Он был двоюродным братом Менефты, сыном сестры Рамзеса II (родным или приемным — не уточняется). По египетскому обычаю Менефта и Хозарсиф для получения образования были отданы в храм Амона-Ра в Мемфисе. Хозарсиф провел юность в жреческой среде, принимая участие во всех священных праздниках и процессиях. Его мать, дочь фараона, мечтала о царской власти для него. Хозарсиф был умнее Менефты и с помощью жрецов мог надеяться взойти на трон Египта. По обычаю страны, фараоны назначали преемников из числа собственных сыновей. Но в интересах государства жрецы могли отменить постановление фараона после его смерти. Менефта с самого начала завидовал своему двоюродному брату, а Рамзес не доверял ему. Поэтому фараон велел назначить его священным писцом храма Озириса, предписав ему таким образом жреческую карьеру. Далее история излагается в соответствии с библейским повествованием. Считается, что Хозарсиф принял имя Моисей («Спасенный») после посвятительных мистерий в земле Мадиамской, где он скрывался. Опираясь на эту версию,Зигмунд Фрейд предполагал ,что Моисей был не евреем, а знатным египтянином из жреческой касты, сторонником единобожия, введенного реформатором Эхнатоном.

 

Популяризатор Библии Г. Вук писал о Моисее: «Именно его руками были сокрушены боги в Египте, Месопотамии, Греции и Риме. На его плечах зиждятся христианство и ислам: обе эти религии без него немыслимы, и в обеих этих религиях он стал одним из почитаемых святых. Верующие не сомневаются, что Моисей действительно беседовал с Богом; по крайней мере, судя по библейским хроникам, он сумел повернуть колесо истории настолько круто, как если бы он действительно беседовал с Богом. Он исчез во тьме на горе и вернулся со скрижалями Закона. Сначала Израиль, а потом и половина подлунного мира приняли этот Закон как слово Божье. Моисей был народным героем самого что ни на есть нестандартного типа: восьмидесятилетний старец, скитавшийся по пустыне с женой и детьми. Бог призвал его совершить трудное дело, и Моисей, будучи разумным человеком, пытался сначала отговориться, упросить Бога избрать для этого дела кого-нибудь другого, более достойного. Однако, когда Моисей все-таки взялся за свой труд, ничто не могло ему помешать. Говорят, что когда человеку предстоит великое дело, оно поднимает его до себя. Моисей взялся за сверхчеловеческую задачу и вырос подстать этой задаче» [3].

 

Исследователь-скептик Дэниэл Лэйзер подчеркивает: «Единобожие, без всякого сомнения, было огромным шагом вперед. В эпоху, когда не было ни науки, ни философии и никакого реального знания об окружающем мире, никому не ведомый, ютящийся на задворках народ каким-то образом пришел к идее единого божества, ведающего всей вселенной. Это был недюжинный полет воображения, и его последствия были огромными. Попытка единобожия выстроить «общую теорию всего», единое объяснение всего на свете, от создания вселенной до происхождения законов, — эта попытка провалилась, но своим провалом она гарантировала, что люди приложат удвоенные усилия для создания новой «теории всего», которая придет ей на смену. Монотеистическая революция не теряла своей созидательной роли потому, что привлекала в свои ряды все новые и новые слои населения в своей великой попытке обобщения» (цит. по: [4]).

 

Таким образом, подвиг жизни Моисея состоял в том, что он способствовал становлению из забитых египетских рабов нового народа, обладающего сильным самосознанием, своей религией и своей судьбой.

 

Источники:

Дополнительно от Генон о Библии и иудаизме:

  • genon.ru что такое Библия;
  • genon.ru что такое Тора;
  • genon.ru что такое Танах;
  • genon.ru кто такая Ева (библейский персонаж);
  • genon.ru что такое Талмуд;
  • genon.ru что такое иудаизм;
  • genon.ru что означает слово «аминь»;
  • genon.ru что такое шаббат;
  • genon.ru что такое Рош ха-Шана;
  • genon.ru что такое шофар;
  • genon.ru что такое Десять дней покаяния;
  • genon.ru что такое Йом-Кипур;
  • genon.ru что такое Ханука;
  • genon.ru что такое авраамитические религии;
  • genon.ru что такое 7 законов потомков Ноя.

Последнее редактирование ответа: 02.09.2009

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Кто такой Моисей (библейский персонаж)»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.