Основные требования к светопропусканию автомобильных стекол регламентированы ГОСТом 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия", в соответствии с которым светопропускание:
- лобовых стекол автотранспортных средств и трамваев должно быть не менее 75%;
- стекол передних дверей и передних боковых стекол (при наличии таковых) должно быть не менее 70%,
- светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется.
ГОСТ Р 51709-2001
4.7.3 Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на АТС категорий М3, N2, N3 — шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Светопропускание стекол, в том числе покрытых прозрачными цветными пленками, должно соответствовать ГОСТ 5727.
Примечания
1. При наличии жалюзи и штор на задних стеклах легковых автомобилей необходимы наружные зеркала с обеих сторон.
2. На боковых и задних окнах автобусов класса III допускается применение занавески.
Категории ТС:
М3 - Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя), технически допустимой максимальной массой свыше 5т. Сочлененный автобус состоит из двух или более жестких секций, шарнирно соединенных между собой; пассажирские салоны всех секций соединены таким образом, что пассажиры могут свободно переходить из одной секции в другую; жесткие секции постоянно соединены между собой так, что их можно разъединить только при помощи специальных средств, обычно имеющихся только на специализированном предприятии. Сочлененный автобус, состоящий из двух или более неразделяемых, но шарнирно сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
N2 - Для перевозки грузов технически допустимой максимальной массой от 3,5т. до 12т.
N3 - Для перевозки грузов технически допустимой максимальной массой свыше 12т.Для буксирующих АТС, предназначенных для сочленения с полуприцепом (тягачей для полуприцепов или седельных тягачей), в качестве технически допустимой максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу полуприцепом через седельно-сцепное устройство, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.
Примечание
Новое лобовое стекло автомобиля типа "триплекс" поглощает 15-20% светового потока, а старое (потертое) - свыше 20%.
Заводские ветровые стекла с солнцезащитной полосой можно определить так:
- зелёная полоса - Саратовский стекольный завод;
- синяя полоса - Владимирский стекольный завод;
- сине-зелёная - Борского стекольного завода.
Кустарные производители обычно поставляют на рынок широкий спектр цветов полосы: малинового, золотистого или фиолетового цвета. Но, как правило, применяются красители, не устойчивые к воздействию ультрафиолетовых лучей и через несколько месяцев светозащитная полоса выгорает на солнце.
Штрафы за тонировку
КоАП РФ
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 6 настоящей статьи - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей, действует вид ответственности до 23.09.2010.
Примечание. Учитывая новые поправки введенные в КоАП правительством РФ в июле 2010 года, которые вступают в силу с 23.09.2010, штраф будет выписываться по статье 12.5 п.31.
В статью 12.5 Кодекса вводится часть 31, устанавливающая ответственность за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (имеется ввиду чрезмерная тонировка лобового стекла и передних боковых стекол). Административный штраф за это нарушение составит 500 рублей (в настоящее время — штраф 100 рублей по части 1 той же статьи).
Вступление данной нормы в силу с 23 сентября связано с введением в действие технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720. Данным регламентом, в частности, уточняются особенности тонировки стекол транспортных средств, которая может осуществляться, в том числе, покрытием стекол прозрачными цветными пленками.
ПДД РФ
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Основные положения
7. Прочие элементы конструкции
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки.
Разрешается применять тонированные стекла промышленного изготовления (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТа 5727-88. Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
По памяти ГОСТ 5727 (с исправлениями, внесенными в середине 90-х) допускает для боковых стекол светопропускание не хуже 70% от падающего потока, а для лобового стекла не менее 75 %, светопропускание задних стекол не регламентируется.
Примечание. Проверять тонировку должен инспектор группы технического надзора и контроля, который устанавливает несоответствие ГОСТ с помощью сертифицированного, поверенного и опломбированного прибора Блик на стационарном посту.
Источник: www.ladyauto.ru
Дополнительная информация по тонированию автомобильных стекол: