Феномен тьюторства в сфере образования берет свое начало в Великобритании XIV века. В университетах Оксфорд и Кембридж тьютор воспринимался как наставник. То время характеризовалось значительной либеральностью в плане образования: студенты, по сути, не были закреплены за конкретным университетом, могли переходить с одного курса на другой, а также изучали только те дисциплины, которые выбирали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способы и средства, которыми достигалось отличное знание предмета, оставались на совести студентов и их тьюторов.
Тьютор рассматривался как посредник между университетом в лице профессора и студентом. Это посредничество было жизненно необходимо обеим сторонам, т.к. в то время свободному профессору сложно было заинтересовать своей дисциплиной не менее свободного студента и наоборот. Поэтому тьютор выполнял важную и необходимую функцию для своего времени: он адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям обучающего. Кроме того, на тьюторе лежала и еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента.
С XVII века тьютор берёт на себя курирующие функции: он советует студенту, какие курсы посетить, помогает ему составить индивидуальный план занятий и решить проблемы в сфере получения образования. Именно в XVII веке тьюторство стало официальным преподавательским «институтом» и закрепилось как неотъемлемая часть английской образовательной системы: тьютор не только направлял студента и помогал ему, но и готовил его к сдаче экзаменов.
Сегодня услугами тьюторов пользуются не только студенты, но и школьники, взрослые люди, получающие образование.
Тьютор в современных вузах — индивидуальный научный руководитель студентов, помогающий им организовать учебный процесс; преподаватель-консультант, который создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме. При этом тьютор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет, практический опыт других обучающихся. В процессе обучения тьютор использует как очные, так и виртуальные формы обучения.
Тьютор в условиях обучения с пмощью Интернета — консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях; организует эффективное изучение курса, проводит виртуальные уроки, семинары и т.п.
Таким образом, тьютор (англ. tutor) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Не абсолютный синоним слова «преподаватель», слово «тьютор» ближе по смыслу словам «куратор», «наставник».
Учитель же — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры, науки и т.д. и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков.
Источник: