Базовая перинатальная матрица (БПМ) (от лат. peri — около, natalis — относящийся к рождению, matrix — первопричина) — стадия первоначального накопления психического материала, связанного с определённым этапом формирования, развития плода и его появления на свет. Всего выделяют четыре матрицы (БПМ-1, БПМ-2, БПМ-3, БПМ-4).
История термина
Понятие БПМ было введено чешским психологом Станиславом Грофом в ходе его научных экспериментов с ЛСД. Обратив внимание на сходность некоторых психоделических переживаний, появляющихся у различных людей под действием препарата, Гроф сделал вывод, что сфера человеческого бессознательного не ограничена опытом полученных и вытесненных воспоминаний.
Сделанные открытия, подтверждённые в итоге множеством клинических экспериментов, дали возможность Грофу пересмотреть традиционную картографию психики, добавив к биографическому уровню бессознательного ещё и перинатальный (этап возникновения психических феноменов в процессе появления и развития плода) и трансперсональный (различные духовные инсайты, переживания тождественности с Высшим Существом, неодушевлёнными предметами, природными явлениями, встречи с архетипами и т.д.) уровни.
Надо заметить, что первоначально идею о возникновении неврозов вследствие родовой травмы выдвинул в начале XX века непосредственный ученик Фрейда доктор Отто Ранк. Его концепция в дальнейшем получила развитие в книге Грофа "Области человеческого бессознательного", написанной в 1975 году.
Суть БПМ
Говоря простым языком, базовая перинатальная матрица — это комплекс психических переживаний, влияющий на наши поступки, принятие решений и жизненную позицию в целом. Но вся тонкость заключается в том, что переживания эти мы получаем не из сознательной жизни, когда психический слой окончательно сформирован, а тогда, когда ещё не появились на свет, не покинули родовой канал.
В отличие от традиционного психоанализа, утверждающего, что психика у человека возникает лишь в раннем детстве, трансперсональная психология в лице Грофа даёт понять, что психический слой рождается вместе с формированием первых нервных связей ещё в утробном состоянии.
Таким образом, патологии беременности и прохождение через родовой канал будут первыми серьёзными стрессовыми ситуациями. Стресс такого рода будет загнан глубоко в бессознательное, давая о себе знать различными страхами, необъяснимой природы желаниями и непонятными устремлениями.
Так же, как в классическом фрейдизме толкованием сновидений и методом свободных ассоциаций возможно прорваться к биографическому уровню бессознательного, в трансперсональной психологии Грофа существуют свои методы работы с психическим материалом, полученным до рождения.
Одним из таких методов стала холотропная терапия, пришедшая на смену ЛСД-терапии, после того как клинические опыты с психоделиками были законодательно запрещены. Холотропное дыхание позволяет относительно легко вытащить на поверхность сознания перинатальные образы для их последующей интеграции.
Стадии БПМ
БПМ-1: психические переживания, возникающие от начала формирования плода до первых схваток. Регресс к этому уровню при психоделическом или холотропном воздействии на сознание характеризуется переживаниями бескрайнего пространства (океана, космоса), ощущением блаженства и отсутствия границ. Эти переживания в символическом виде отражают единение плода с организмом матери.
Фиксации (психотравмы, создающие негативные бессознательные стремления во взрослой жизни) на данном уровне относительно редки, и выражаются в излишнем нарциссизме, безответственности, субъективной оценке событий.
В символическом виде патологии беременности этого этапа находят воплощение в образах загрязнённых смердящих океанов, ощущениях вдыхания отравленного воздуха, переживаниями удушья, загрязнённости окружающей среды, апокалиптических картинах.
БПМ-2: уровень, на котором переживается момент от первых и до последних схваток перед непосредственно родами. Родовой канал ещё закрыт, но младенец уже испытывает сдавливания и толчки.
Регресс к этому уровню влечёт за собой чувства невероятной безвыходности и вселенской клаустрофобии. Пытка рождением представляется без начала и конца, накатывает острое ощущение бессмысленности проживаемой жизни. Могут возникать картины бесконечно страдающих грешников в аду, сцены пыток в концентрационных лагерях.
Неосознаваемая фиксация на этой стадии даёт ощущение постоянно преследующей хронической неудачи, рождает социальную пассивность с желанием плыть по течению и соглашаться с мнением большинства. Человек примеряет на себя роль жертвы, не властной над собственной жизнью.
БПМ-3: этап, связанный со второй стадией родов. Родовой канал уже открыт, но схватки только усиливаются, проталкивая младенца наружу. Данный уровень охватывает промежуток от начала прохождения по родовому каналу до непосредственно появления на свет.
Комплекс ощущений, связанный с погружением в психический материал этой стадии, связан с чувством яростной борьбы, адской боли, которая где-то в бесконечности обретает своё завершение. Накал отчаяния усиливается, но есть надежда на счастливый исход. Человек на этой стадии уже не пассивный страдалец, а деятельный участник, борющийся с неблагоприятными обстоятельствами, пробивающий дорогу к свету.
В символической форме этап может находить выражение в картинах долгого, наполненного опасностями пути; дьявольских месс; огненных бурь; зловонных тесных тоннелей, через которые нужно любой ценой продраться.
Фиксированный третьей БПМ индивид примеряет на себя роль борца с ветряными мельницами. Так же для такого человека характерно ощущение себя как неудовлетворённого перфекциониста. Безотносительная агрессивность к чему бы то ни было тоже берёт начало из третьей БПМ.
БПМ-4: уровень, относящийся к появлению на свет и первым часам после рождения. Первый вдох приносит боль, перерезание пуповины означает потерю связи с матерью. Взвешивание, чужие руки врачей, прикосновение металлических предметов — всё это тоже оставляет след в психике ребёнка.
Холотропные переживания, возникающие при прохождении данной стадии, дарят образы, связанные с религиозно-мистическим ощущением рая и ада, возрождения и искупления.
Негативные фиксации на этом уровне ведут к ощущению ирреальности жизни, непонимания её законов и отношений, а также к болезненной изолированности себя от других людей или событий и предметов внешнего мира (невозможность завести семью отдавая себе отчёт в её необходимости и пр.).
Значение для науки
Понятие базовых перинатальных матриц значительно расширило научный аппарат психологии, позволив прояснить некоторые спорные моменты психоаналитических теорий. В частности, аудиовизуальные образы, получаемые при проживании той или иной БПМ, находят своё объяснение в теории архетипов Карла Густава Юнга.
Кроме того, в рамках трансперсональной психологии были разработаны довольно эффективные методы терапии, в которых понимание значения БПМ играет не последнюю роль.
Но, в то же время некоторыми ортодоксальными психологами учение о БПМ расценивается как ненаучное, не подтверждённое эмпирически. Стоит сказать, что научно одобренное понятие бессознательного, которым оперирует современная психология — целиком и полностью умозрительный концепт. Существование бессознательного не может быть доказано прямым путём. Можно лишь убеждаться в его существовании опосредованно: собирая, анализируя и сортируя клинический опыт, раз за разом указывающий на присутствие некоего незримого фактора, составляющего фундамент психики, в надежде, что однажды не будет получен результат, не укладывающийся в привычную схему.
Модель БПМ работает абсолютно по тому же принципу, как и концепция гипотетического бессознательного. Психоделический и холотропный опыт упорядочен в умозрительную структуру, позволяющую и по сей день оперировать понятием БПМ, решая с его помощью клинические задачи до тех пор, пока не будет предложена более "реалистичная" концепция.
Использованные источники: