Директоры или директора?
В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме именительного падежа множественного числа, насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения окончания -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).
Чтобы решить вопрос о «спорной» форме слова нужно обратиться к словарю. Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор окончания именительного падежа множественного числа:
См. подробнее: Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа имён существительных (хлéбы — хлебá, прóпуски — пропускá и др.).
Как правильно проверить окончание имени существительного по словарю
Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется по словарю (например, см. рубрику «Проверка слова» на портале gramota.ru).
- Поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число).
- Первая помета в словарной статье после существительного — это указание на окончание род.п. ед.ч.;
- Если далее в статье нет особых указаний на форму множественного числа (т.е. нет пометы мн.), то для образования формы им.п. мн.ч. используется окончание -и или -ы.
- Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится соответствующая помета: мн. -а или мн. -я.
Пример:
Словарная статья |
Как прочитать пометы после имени существительного
|
директор, -а, мн. -а, -ов |
Форма род.п. ед.ч. — дирéктора; правильная форма им.п. мн.ч. — директорá, род.п. мн.ч. — директорóв |
слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей |
Форма род.п. ед.ч. — слéсаря; правильные формы им.п. мн.ч. — сл éсари и слесаря, род.п. мн.ч. — слéсарей |
крем, -а и -у |
Форма род.п. ед.ч. — крема и крему; правильная форма им.п. мн.ч. — крéмы (т.к. нет пометы, значит, используется окончание -ы) |
Упражнения к теме «Имя существительное. Именительный падеж множественного числа»
Упражнение 1. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа. Проверьте себя по словарю.
1. (Инженер) нужны повсюду.
2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца.
3. (Дно) сосудов были покрыты копотью.
4. По просёлочной дороге спокойно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с интересом рассматривал старинные (ружьё).
6. На границе пограничники очень тщательно проверяли наши (паспорт) и багаж.
7. (Ребёнок) часто плачут по ночам.
8. (Гражданин), пройдите немного вперёд!
9. (Хозяин) что-то давно не заходили.
10. Масляные (пятно) особенно чётко выделялись на светлом пиджаке.
11. В огромных залах висели старинные (зеркало).
12. (Крестьянин) всегда с особой нежностью относились к корове-кормилице.
13. Адмирал дал команду поднимать (якорь).
14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота.
15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения.
16. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор).
17. (Диспетчер) аэропорта решили начать забастовку.
18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов — нет.
19. (Тренер) олимпийской сборной — признанные (мастер).
20. Использованные (шприц) укладываются в специальные (контейнер) и затем уничтожаются.
21. На таёжных трассах могут работать только опытные (шофёр).
22. (Вентиль) на газопроводе были немедленно перекрыты.
23. Заводу требуются опытные (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож).
24. Почти на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер).
25. По краям сцены были установлены яркие (юпитер).
26. Все (штопор) куда-то запропастились.
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок. Проверьте себя по словарю.
1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств.
2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения.
3. Наш завод производит телевизор высокого качества.
4. Жена принесла целый поднос чаёв.
5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях.
6. У богатого брата было много скотин, а у бедного — только одна корова.
7. Им приказали немедленно сдать все оружия.
8. Недро земли очень богатое.
9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму.
10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков.
11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки.
12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея.
13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед.
14. Во дворе у нас качель сломалась.
15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок.
16. Обрежь ножницей нитку.
17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать.
18. Окна мы выкрасили белилом.
19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы.
20. Вода используется также в хозяйственной цели.
21. Небо затянуто сплошным серым облаком.
22. Мы с подругой приехали с дач в один день.
23. Этот врач принимает только по предварительным записям.
24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты.
25. Один людь ничего здесь не сможет сделать.
26. Каждую зиму он болеет гриппами.
27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому.
28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам.
29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей.
30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения.
31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду.
32. На предприятии организована работа по обмену опытами.
33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.
Источник:
Дополнительно на Геноне: