28986 авторов и 62 редактора ответили на 85253 вопроса,
разместив 135220 ссылок на 43431 сайт, присоединяйтесь!

Каковы особенности социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями зрения?

РедактироватьВ избранноеПечать

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

 

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта.

 

В 90-е гг. XX века произошло переосмысление парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, нового понимания прав ребенка, новой законодательной базы. В настоящее время лица с проблемами развития получили право на обучение и воспитание, на равные возможности участия в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация социального прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983), закон РФ «Об образовании» (1996) и др.

 

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения».

 

Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.

 

Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы был введен предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих практическую направленность.

 

Занятия по курсу СБО направлены на:

  • накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.

 

Социально-бытовая ориентировка у детей с нарушениями зрения

 

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.

 

Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Проживая длительное время в условиях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, впрочем, и зрячие) лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся дома, то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

 

Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в школе, в общественных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих детей им необходимы специальные занятия, направленные на элементарную абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация предполагает формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в условиях глубокого нарушения зрения.

 

Учебными планами школ для детей с нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся, а также на формирование рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.

 

Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

 

Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах:

  • восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
  • выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
  • сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
  • познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
  • научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

 

Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

 

По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется и усложняется.

 

Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

 

В обучении выделяется два направления.

  • Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим в какой-то степени, а некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.

 

В результате занятий по СБО уже к окончанию начальной школы у незрячих и слабовидящих учащихся желательно сформировать осознанное стремление познавать рациональные для них способы и приемы, овладевать ими и применять на практике.

 

Источники и дополнительная информация:

  • lib.ua-ru.net — Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 214 с. (бесплатно доступны оглавление и введение к работе);
  • pedlib.ru — Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.;
  • festival.1september.ru — интегрированный урок социально-бытовой ориентировки и развития слухового восприятия по теме «Трудоустройство»;
  • shcolla.do.am — коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке для 3 класса специальных (коррекционных) классов IV вида по теме «День рождения» (в формате .doc, 32.0 Кб).

Последнее редактирование ответа: 15.10.2010

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Каковы особенности социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями зрения»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.