Определение физического интеллекта
Интеллектом называют способность мозга организовать свою деятельность так, что вся содержащаяся в нем информация будет использоваться с максимальной эффективностью.
Другими словами, интеллект можно представить в виде коэффициента полезного действия мозга. Согласно современным теориям, у человека можно выявить десятки разновидностей интеллекта. Так, психолог Дж. Гилфорд выявил около 120 его видов.
Интересно, что каждый из этих интеллектов может развиваться независимо от остальных. Так известны случаи удивительного лингвистического таланта – феномена врожденной грамотности, при отсутствии других ярко выраженных способностей. Но в тоже время развитие одного вида интеллекта может влиять и на совершенствование остальных, как, например, широко известный факт, что развитие физических способностей влияет на улучшение умственной деятельности.
Концепция множественности интеллекта дает понять, что методик развития интеллекта может быть несколько, и для развития каждого отдельного вида интеллекта нужна своя методика.
Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя.
Обычно считается, что физическое совершенство нужно только тем людям, которые связали свою жизнь со спортом, танцами или стали актерами. А между тем люди, у которых хорошо развито телесное мышление, обладают хорошей грацией и координацией движения. Они с легкостью берутся за работу, для которой необходим высокий уровень физического интеллекта. Прекрасно развитым уровнем физического интеллекта, например, могут похвастаться актер Эдди Мерфи, теннисистка Мартина Навратилова.
Очевидно, что хорошо развитое телесное мышление необходимо офисным работникам и работникам многих других профессий, ведь грация и координация движений важна для всех людей. Представителям множества профессий требуется наличие выносливости, необходимы ловкость, хорошая мышечная координация. Довольно высокий уровень развития физического интеллекта особенно необходим людям, выбравшим профессию:
- певца, артиста;
- рабочего, ювелира, специалиста в IT-сфере;
- водопроводчика, механика, плотника;
- мясника, садовода;
- таксиста, водителя, пилота;
- спортсмена;
- танцора, мастера боевых искусств;
- скульптора, художника;
- военного, пожарного;
- хирурга, медсестры, санитара;
- натуралиста, ветеринара, дрессировщика;
- археолога, антрополога.
Многие программы обучения, направленные на повышение уровня развития интеллекта попросту пренебрегают физическим интеллектом. Но реальная жизнь не позволяет человеку не обращать на него внимания. Ведь тело принимает активное участие в любой деятельности. Физический компонент входит в структуру практически всех видов деятельности человека. В критических ситуациях телесное мышление действует быстрее, чем сознание. Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек.
Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:
1. Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
2. Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.
3. Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая ошибок.
4. Выносливость и способность работать дольше.
5. Возможность без особых потерь перенести стрессовую ситуацию или заболевание.
6. Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в общении.
Тест на определение уровня развития физического интеллекта (автор Джейн Стайн)
Описание | Баллы |
Вы быстрее обучаетесь чему-либо, если держите в руках инструмент или прибор, и пытаетесь сделать что-то самостоятельно, чем в том случае, когда кто-то вами руководит | 1 |
Вы частый посетитель спортзалов, регулярно выполняете комплекс физических упражнений | 1 |
Постоянно полагаетесь на собственное внутреннее чутье, которое ведет к правильным решениям | 1 |
Легко можете сымитировать движения и манеры другого человека | 1 |
Испытываете чувство неудовлетворенности, если находитесь в бездействии или выполняете однообразные движения | 1 |
По профессии вы хирург или плотник, инженер-механик (см. вышеперечисленные профессии, где особенно важен физический интеллект) | 1 |
Получаете удовольствие от работы в саду, выполнения ремонтных работ по дому | 1 |
Смотрите передачи спортивных каналов, отдаете предпочтение спортивным программам | 1 |
Все ваши лучшие идеи пришли к вам в тот момент, когда вы были на прогулке, совершали пробежку, занимались приготовлением пищи | 1 |
При общении с окружающими жестикулируете | 1 |
Обожаете разыгрывать друзей и знакомых | 1 |
Выходные проводите на природе | 1 |
Вам присущи признаки гиперактивности | 1 |
В свободное время любите играть в спортивные игры | 1 |
Можете похвалиться физической грацией и хорошей координацией движений | 1 |
Итоги | |
Оценка результатов:
1-4 – физический интеллект, к сожалению, недоразвит.
5-8 – не все потеряно, просто вашему физическому интеллекту нужна хорошая встряска.
9-13 – уровень развития физического интеллекта выше среднего.
14-16 – вы обладаете высоким уровнем развития физического интеллекта.
Для того чтобы развивать свой физический интеллект необходимо уделять достаточное внимание физическим занятиям. Причем нужно как можно чаще осваивать новые виды движений. Хорошо помогают в этом занятия танцами, аэробикой, восточными единоборствами, игровыми видами спорта. Можно посещать курсы актерского мастерства, уроки рисования. Освоение различных ремесел, рабочих специальностей также способствует развитию телесного мышления.
Развитие физического интеллекта у ребенка
Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения. Ряд ученых, в частности американский психиатр и педагог Г. Доман, используют специальное понятие "физический интеллект", которое определяет не хронологический возраст ребенка, а его реальный нейрологический возраст, соответствующий его физическому развитию. В его книгах предлагается особая система диагностики и развития "физического интеллекта" в самом раннем возрасте. Автор при этом ссылается на собственные исследования и изучение опыта обращения с младенцами женщин-индианок.
Их малышей, отмечает исследователь, никогда туго не пеленают, их редко кладут на спину, им дают возможность активно двигаться едва ли не с первых минут жизни. Он, как многие другие специалисты, подчеркивает в своих работах, что пеленание и укладывание ничком вредно и существенно влияет на психику ребенка, закрепляя ощущение беспомощности и зависимости. Это в дальнейшем может приводить – и приводит – к пассивности.
В начале XX века Мария Монтессори утверждала, что потребность младенца в сенсорных ощущениях не может быть удовлетворена, если он постоянно лежит на спине в коляске или в кроватке. Что видит ребенок в этом случае – потолок (в лучшем случае небо, если он в коляске на улице), изредка лицо взрослого, погремушки, которые во всем мире вешают родители над коляской (или кроваткой)? Этого оказывается недостаточно для реализации биологической потребности в исследовательском поведении, а следовательно, и для полноценного развития.
Предоставление младенцу максимума условий для свободных спонтанных движений является одной из важных предпосылок удовлетворения поисковой активности, а следовательно, и условий для интеллектуально-творческого развития в этом возрасте. Малыши испытывают безграничную жажду знаний. Но взрослые могут ограничивать эту активность.
Вот несколько весьма распространенных способов, ограничивающих проявление исследовательского поведения малыша, описанных Г. Доманом. Один из наиболее распространенных – давать ребенку для игры "готовую" игрушку, не способную к трансформации (подробнее об этом можно прочитать в статье "Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка").
Другой эффективный прием ограничения поисковой активности – помещение ребенка в изолированное пространство (кроватка, манеж и др.). Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях – шлепанье по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др.
Многое из этого считается деструктивной деятельностью, хотя на самом деле все это – проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску. Естественно, никто не предлагает разбивать телевизоры, дорогие вазы, опрокидывать мебель и рисковать при этом жизнью самого маленького исследователя.
Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя. Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования.
Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития как физического интеллекта, так и познавательных, творческих способностей.
Подробнее о развитии физического интеллекта у детей можно прочитать в книге Гленна Домана "Гармоничное развитие ребенка".
Источники и дополнительная информация: Дополнительно от Генона: