Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?
Каждое слово можно разделить на минимальные значимые части, называемые морфемами.
Части слова (виды морфем):
Например, слово подводник состоит из 4 морфем:
- -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
- под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
- -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
- нулевое окончание — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
Все морфемы, кроме корня, называются аффиксами, или служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?
Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
- см. ссылку — корень;
- ¬ — приставка;
- ^ — суффикс;
- Ø — нулевой суффикс (см. Как найти нулевой суффикс в слове?);
- см. ссылку — окончание;
- постфикс обозначают либо как суффикс, либо как перевёрнутый суффикс, либо как окончание, либо как повёрнутый справа налево знак приставки, поскольку у учёных-лингвистов и авторов учебников по лингвистике нет единого мнения по поводу данной морфемы;
- соединительную морфему (интерфикс) обозначают либо чертой сверху, либо чертой снизу (подчёркивают);
- // — знак чередования (или /).
См. план разбора слова по составу.
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο», основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в лингвистике).
- Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. См. В каких словах нет окончаний?
- В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая: купа-ет-ся, как-ой-нибудь, обиде-ть-ся.
- Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная. Непроизводная основа состоит только из корня: дым-О, син-ий. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый.
Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj-а] имеет окончание -а, а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми[j-у], арми[j-э]й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο), а в других формах он не получает специального обозначения.
Главная морфема в слове — корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают свободные и связанные.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).
Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».
Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».
Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.
Пример словообразовательного гнезда
Исходное слово «губерния».
губерн(и-я) [ губерниj-а ] |
|
губерн-атор |
|
|
губернатор-ш-а |
|
|
губернатор-ств-о |
|
|
губернатор-ск-ий |
|
|
губернатор-ствова-ть |
|
|
вице-губернатор |
|
|
вице-губернатор-ск-ий |
|
|
генерал-губернатор ср. генеральный |
|
|
генерал-губернатор-ств-о |
|
|
генерал-губернатор-ск-ий |
|
губерн-ск-ий |
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Например,
1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов менять, обмен, замена и др.;
2) в слове высказывать корень -сказ-, так как это общая часть однокоренных слов пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д.
-
Корень может состоять из нескольких звуков (идёт), из одного звука (пойти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть. Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним-ать).
- 2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Например, газопровод, вечнозелёный, бело-сине-красный.
Например, корпункт — кор(респондентский) пункт, вуз — в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.
Например,
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);
2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».
Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.
При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.
Например,
1) в словах просить, прошу, спрашивать один и тот же корень -прос-, в котором имеются чередования с//ш и о//а;
2) в словах рот — рта гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная.
Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить), люблю (любить), ослепление (слепой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.
Упражнения к теме «Омонимичные корни»
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-:
водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-:
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.
Упражнения к теме «Чередование гласных и согласных в корне»
1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление?
1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец?
Ответ: 4: 1) отец; 2) отц- (отца, отцу); 3) отч- (отчизна, отчество); 4) отеч- (отечество, отеческий).
3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено. Сколько здесь представлено вариантов корня?
Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь.
Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса).
Источник:
Дополнительно:
Дополнительно на Геноне: