Мем — это слово, активно использующееся в интернете и означающее вирусно-распространяющиеся шутки, идеи, комиксы, картинки и пр.
Термин «мем» был придуман эволюционным биологом с весьма неоднозначной репутацией Ричардом Докинзом и впервые было употреблено в его книге «Эгоистичный ген» (1976 г.). В ней Докинз пишет о «меме» следующее:
«Нам необходимо имя для нового репликатора, существительное, которое означает единицу культурной передачи или единицу имитации. Слово „Mimeme“ происходит от подходящего греческого корня, но мне бы хотелось, чтобы оно звучало так же кратко и просто как „ген“. Я надеюсь, друзья-лингвисты простят меня, если я сокращу „Mimeme“ как „мем“. В оправдание этого термина приведу также значение французского même».
Слово même переводится с французского как «то же» или «так», в зависимости от контекста. Греческое mimeme происходит от древнегреческого слова, которое означает «имитирование», «подражание», «копирование».
Докинз рассчитывал, что его термин будет использоваться в качестве единицы измерения человеческой культурной передачи, например, мелодий, моды или фраз, и связывал это со своей идеей эволюции, так как распространение мемов происходит с течением времени. Эта эволюция заключается, по Докинзу, прежде всего, в том, что люди не просто копируют мемы друг у друга, но и придают им новое звучание и смыслы, тем самым развивая свою культурную среду. Но «мем» зажил своей жизнью и оброс различными содержаниями и производными формами:
Меметики — люди, которые исследуют передачу и развитие культурных идей на научной основе, но с ненаучной точки зрения.
Мем-комплексы (или мемплексы) — мемы, развившиеся в симбиозе с другими мемами, как, например, Herp / Derp и другие элементы «rage comics», в рунете известные как «трололо-комиксы». В «реальной жизни» мемплексы — это комбинированные взаимодействующие идеи, например, религиозные институты.
Мемотипы — информационно-содержательные мемы.
Мемеоиды — люди, настолько увлекшиеся мемом, что готовы принести себя ему в жертву. Например, террорист-смертник является мемеоидом, распространяющим мемплекс Ислама. Можно сказать, что, не считая крайних случаев, все люди являются в той или иной степени мемеоидами.
Мем-маркетинг — использование мемов для вирусного распространения рекламного сообщения на рынке товаров или услуг, часто с использованием интернет-мемов.
Источник и дополнительная информация: