Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Согласно п. 1 ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека, к которой Россия присоединилась, каждый имеет «свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ».
Однако п. 2 той же статьи позволяет вводить ряд ограничений: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах
- национальной безопасности,
- территориальной целостности или общественного порядка,
- в целях предотвращения беспорядков и преступлений,
- для охраны здоровья и нравственности,
- защиты репутации или прав других лиц,
- предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или
- обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.»
Здесь важно подчеркнуть, что согласно Конвенции ограничения свободы получения и распространения информации
- могут вводиться только законом, то есть, ведомственные инструкции и приказы чиновников не могут быть основанием для подобных ограничений, если принятый Государственной Думой закон не явным образом предоставил им подобных подобных полномочий;
- совокупность мотивов, по которым закон может ограничивать получение и растространение информации перечислен в Конвенции закрытым списком, то есть, не допускает расширительного толкования.
Таким образом, любое ограничение получения и распространения информации могут вводиться только на уровне закона и в целях, охватываемых семью перечисленными выше пунктами. Любые другие ограничения противозаконны.
Осуществлять на практике устновленные законом ограничения на получение и распространение информации могут:
- государственные органы и организации и органы общественных организаций, если речь идет об оказавшейся у них информации, составляющей государственную, коммерческую (служебную) или иную охраняемую законом тайну (в остальных случаях они обязаны ее предоставлять);
- негосударственные (и необщественные) организации и люди, которым определенная информация стала известна в силу их профессиональной деятельности, и которую закон обязывает их хранить в тайне (все случаи «профессиональной» тайны — врачебная, банковская, нотариальная, адвокатская);
- те же субъекты, что и во втором случае, но когда речь идет об информации, касающейся их самих и их деятельности, если только закон не обязывает их сообщить эту информацию по запросу (как видно, третий случай охватывает весьма обширную сферу частной жизни и частного предпринимательства);
- обладатели исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) в отношении принадлежащих объектов интеллектуальной собственности (кроме случаев, когда закон предусматривает использование таковых объектов без получения разрешения).
Источник:
Дополнительно на Геноне: