Калейдоскоп (от греч. kalos — красивый, eidos — вид и ...скоп) — оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольные, сложенные под углом зеркальные пластинки. При поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений: 45° — 8, 60° — 6, 90° — 4. Изобретен Д. Брюстером в 1816 году.
Упоминания о калейдоскопе встречались еще в Древней Греции.
Вероятно, калейдоскоп появился в те времена, когда мир научной мысли активно постигал науку о свете и появлялись все новые оптические приборы, то есть в XVII–XVIII вв. Распространенная ныне в Интернете, и даже в сюжетах солидных телеканалов информация о том, что М.В. Ломоносов был причастен к созданию калейдоскопов, не подтверждается документами и фактами. Скорее всего, это легенда. Версия о трех калейдоскопах, якобы созданных великим русским ученым и ныне находящихся в фондах Государственного Эрмитажа, опубликована в разных источниках. Сотрудники этого крупнейшего российского музея утверждают, что калейдоскопов Ломоносова в Эрмитаже нет. Можно только предполагать
Достоверные исторические факты о существовании калейдоскопов в России обнаружены применительно к началу XIX столетия. Они относятся к тому времени, когда этот прибор уже стал известен в Англии благодаря шотландскому физику Дэвиду Брюстеру, который запатентовал его в 1816 году. Через пару лет калейдоскоп проник в Россию, где был встречен с восторгом и восхищением. Баснописец А. Измайлов писал о нем в журнале «Благонамеренный» за 1818 год:
Смотрю — и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр — все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье —
И новое в глазах явленье!
Появление калейдоскопа в России совпало с периодом романтизма в русской культуре, который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчеркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемые невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма.
Разновидностью калейдоскопа был афанеидоскоп. В нем вместо прозрачных стеклышек употребляли и непрозрачные — например, цветы, насекомых, цветные камни, камеи. Этот прибор не имел наружного стекла и укреплялся в столешнице, под которой располагались предметы. Были и другие варианты калейдоскопа — дебускоп и типоскоп, о которых сегодня известно только специалистам-историкам. В энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона находим информацию, что благодаря красоте узоров калейдоскопа его хотели использовать для составления орнаментов, однако он в этом оказался мало полезен. Пользу в этом качестве он стал приносить только тогда, когда появился фотоаппарат, который зафиксировал отдельные узоры из непрерывно меняющегося потока ярких картин внутри трубки с зеркалами.
Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор ее усовершенствуют, внося в простую конструкцию что-то свое. Наши соотечественники также запатентовали ряд изобретений в области создания калейдоскопов. Пик их активности приходится на 1960–1970-е годы, когда были запатентованы несколько десятков усовершенствованных приборов.
Источники: