28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Что такое Web 3.0?

РедактироватьВ избранноеПечать

Web 3.0, согласно определению Джейсона Калаканиса (Jason Calacanis), руководителя Netscape.com, создателя поискового стартапа Mahalo.com и сети сайтов Weblogs  — это высококачественный контент и сервисы, которые создаются талантливыми профессионалами на технологической платформе Web 2.0.
 
Данное определение было опубликовано в личном блоге Дж. Калаканиса 10 марта 2007 г. (см. перевод). Оно базируется на положении, что Web 2.0 — по своей сути, технологическая платформа, позволяющая на своей основе практически бесплатно создать ряд сервисов. Подобная доступность привела к появлению огромного количества однообразных ресурсов, что, соответственно, девальвирует ценность большинства из них. На смену технологической платформе Web 2.0 призвана прийти третья — культурная версия Web, используемая профессионалами для создания нового — интересного и полезного — контента.
 
Данная формулировка является характеристикой нового сетевого культурного феномена, в отличие от остальных дефиниций, которые по аналогии с термином Web 2.0 связывают его с определенными сетевыми технологиями. Однако применение «технологического» подхода в данных условиях является некорректным, поскольку большинство «новых» технологий являются фактическим развитием Web 2.0 и каждая из них претендует на право называться «новой версией» Web. Совершенствование технологической базы Сети — процесс непрерывный, что ставит под вопрос будущее каждого из существующих сегодня технологических платформ.

История вопроса
Наиболее распространённой версией трактовки термина Web 3.0 является идентификация его как семантической паутины (Semantic Web). Главная мысль этой концепции базируется на внедрении метаязыка, описывающего содержание сайтов для организации автоматического обмена между серверами. Описательные механизмы «семантического веба» действительно разработаны (RDF, DAML, OIL, OWL), однако на этапе обработки и вывода информации появляется ряд проблем:
  • появляется необходимость дополнительных затрат для создания семантической версии каждого сайта, что делает технологию значительно менее доступной;
  • отсутствие гарантии адекватного описывания веб-мастерами собственных ресурсов (аналогично с историей использования тега «keywords»);
  • невозможность принятия единого формата описания свойств ресурсов в условиях существующей конкуренции из-за корпоративно-рекламной политики создателей ресурса и наличия широкого поля для манипуляций описательными механизмами.
Всё это приводит к тому, что «семантический веб» может быть определен как очередная трудновнедряемая технология оптимизации сотрудничества Web 2.0 ресурсов, революционная, а оттого — утопичная.
 
Вторым по распространённости определением Web 3.0 является концепция «менеджеров знаний». Она была предложена в 2006 году главным редактором портала Ева.Ру Алексеем Андреевым [1]. Согласно этой концепции, менеджер знаний — это эксперт в конкретной области, привносящий в сообщество (Web 2.0) качественную отобранную информацию (Web 1.0), тем самым избавляя рядового пользователя от необходимости поиска и оценки. По этой версии эксперт («менеджер знаний») — это тот же рекомендатель, но не автоматически выбранный, а заслуживший свое положение реальной работой внутри сообщества.
 
Автор термина «Web 2.0» Тим О’Рейли (Tim O''Reilly) предложил определить Web 3.0 как взаимодействие интернета с физическим миром, однако до тотального внедрения подобных технологий (распознавание жестов в iPhone и контроллере Wii) в бытовое обращение о новом поколении Web говорить еще рано. Также он неоднократно выступал с критикой отождествления «семантического веба» и концепции Web 3.0.
 
Существуют и другие подходы к пониманию Web 3.0, связывающие его с развитием Интернета в будущем:
  • Web 3.0 — это узконишевые сайты. Есть мнение что, Сеть будет развиваться по пути создания все более дифференцированных вертикальных социальных сетей. Люди будут объединяться вокруг одного конкретного любимого дела, профессии, увлечения, делиться мнениями, давать и получать советы, рекомендации. Яркий пример сегодня — кулинарные, медицинские сайты.
  • Web 3.0 как социальная рекомендательная институция, в основе которой лежит автоматический принцип рекомендования. По мнению экспертов, Web 3.0 такого рода будет отличается от Web 2.0 тем, что пользователи не только сами будут создавать контент, но сами же его будут сертифицировать: отмечать то, что заслуживает внимания их единомышленников. Система позволяет делать это автоматически. Например, imhonet.ru. На базе ваших впечатлений о прочитанных книгах и просмотренных фильмах вам выдается список рекомендателей — тех, чьи интересы максимально совпадают с вашими.
  • Web 3.0 как «живой поиск». Поиск по ключевым словам ведут не роботы, а живые люди, профессионалы в своих областях, с которыми можно в придачу еще и обсудить все попутные вопросы.
  • Web 3.0 как мультимедийный поиск. Еще в 2007 IBM и BBC заявили о создании собственного Web 3.0. В основе концепции лежит поисковая система, способная искать по содержимому видеофайлов. Поиск от IBM основан на выявлении соответствия внутреннего контента видео с текстом поискового запроса. До сих пор поиск осуществлялся по текстовым тегам, описывающим видео.
Технологии Web 3.0
По сути, Web 3.0 использует технологическую базу Web 2.0, однако можно конкретизировать основные элементы, которые позволяют осуществлять интеграцию пользователя в новые условия максимально эффективно. Среди них:
  • AJAX — загрузка данных без перезагрузки самой веб-страницы;
  • RIA (Adobe Flex, Curl, JavaFX, Microsoft Silverlight, SproutCore, Cappuccino)
  • XML (eXtensible Markup Language) — язык разметки данных, представляющий собой свод общих синтаксических правил, что делает его существенно лучше html;
  • RSS (Really Simple Syndication) — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п.;
  • Теги — отображение тегов в виде облака, что значительно упрощает определение пользователем наиболее актуальной информации;
  • Блоговая структура информации — ленточная подача информации, где поток идет по убыванию сверху-вниз, а метод сортировки задает пользователь.
Принципы Web 3.0
Главная идея Web 3.0 состоит в том, что пользователь, который до этого единолично был вовлечён в процесс формирования контента, отныне творит коллективно, и его партнерами, помимо других пользователей, являются эксперты направлений, причём статус пользователя может быть изменён на экспертный, равно как и форма сотрудничества создателя контента и портала. Эксперт должен выступить своеобразным модератором публикуемого контента. По сути, не исключается и возможность платной основы для сотрудничества, но гораздо более важным моментом является появление в порталах формата Web 3.0 «коллективного разума» (wisdom of the crowds) вместо господствующего сегодня «группового сумасшествия» (madness of the mobs). Web 3.0 предполагает появление узкоспециализированных (нишевых) ресурсов, где будет произведена агрегация всех необходимых пользователю сервисов и инструментов профессиональной социальной составляющей и будет осуществляться публикация контента, модерируемого экспертами.
 
Появление элементов Web 3.0 на современных сайтах
В последнее время влияние Web 3.0 стало широко распространяться среди наиболее популярных представителей предыдущей версии Web. Однако, по мнению автора определения, полностью перестроятся на новую систему и выживут лишь те, кто сможет предоставить пользователям качественную основу для создания ярких авторских проектов. Уже сегодня можно назвать наиболее ярких кандидатов для перехода на Web 3.0: это известный проект Digg (при условии введения в него модерации и корректировки информационного потока), Youtube и юмористический видеосервис Funny Or Die, а также сервис Google Wave. Вопреки ожиданиям, Википедия изначально не была ориентирована на новый формат — фактически она находится на промежуточном этапе между Web 1.0 и 2.0, однако существенные подвижки в сторону Web 3.0 были сделаны после введения практики «замораживания» страниц с практически идеальным содержанием и приглашения авторитетных экспертов для редактирования текстов (подобная практика была зафиксирована в немецкой Википедии). В настоящее время складывается понятийная база и терминология метаконтентного языка web 3.0 (среди новых понятий — «фичреквест»).
 
Манипулирование термином Web 3.0
Поскольку до настоящего момента специалисты не пришли к общему мнению относительно данного термина, в Интернете можно обнаружить огромное количество спекуляций, с ним связанных — например, случаи присвоения руководителями интернет-ресурсов статуса Web 3.0 своим проектам, что, по мнению ряда экспертов, идёт вразрез с идеей свободного Web.
 
Web 3.0 с улыбкой
В интернете получила распространение следующая шутка, отражающая стадии развития Web:
  • Web 0.0 — юзер мечтает законнектиться с кем или чем-либо;
  • Web 1.0 — юзер получает контент;
  • Web 2.0 — юзер создаёт контент;
  • Web 3.0 — коллективное создание контента;
  • Web 4.0 — контент думает за юзера;
  • Web 5.0 — контент общается с контентом;
  • Web 6.66 — контент удаляет юзеров, поняв, что они бессмысленны.
Источники и дополнительные материалы: 
Дополнительно на Genon.ru:

Последнее редактирование ответа: 04.01.2010

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Что такое Web 3.0»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.