Белот (бридж)
Игра была популярна в конце XIX-начале XX века, преимущественно в странах Средиземноморья. В России она была особенно распространена в портовых городах Причерноморья, куда ее завезли моряки. На картине известного французкого художника Поля Сезанна "Игроки в карты", по мнению специалистов, изображены именно игроки в белот. Количество участников: обычно трое, хотя возможны варианты. Иногда игру еще называют бридж.
Описание игры
Играют в белот втроём. Существуют также варианты игры для двух и четырёх игроков (в таком случае правила могут различаться). Играют одной колодой карт в 32 листа. Игра сочетает в себе элементы розыгрыша и выкладывания комбинаций карт. Выигрывает игрок, первым набравший условленное количество очков. Обычно играют до 501 очка. Такая партия длится минут десять-пятнадцать.
1. Раздача карт
Сдающий (в первой сдаче он определяется жребием) раздаёт карты по три за один раз, а всего по шесть каждому игроку (себе последнему). Верхняя карта в оставшейся после раздачи части колоды (в талоне) вскрывается и определяет масть "первого козыря".
2. Старшинство и достоинство карт
Некозырная масть
|
Козырная масть
|
Карта
|
Стоимость в очках
|
Карта
|
Стоимость в очках
|
туз
|
11
|
валет
|
20
|
10
|
10
|
9
|
14
|
король
|
4
|
туз
|
11
|
дама
|
3
|
10
|
10
|
валет
|
2
|
король
|
4
|
9
|
0
|
дама
|
3
|
8
|
0
|
8
|
0
|
7
|
0
|
7
|
0
|
3. Назначение козыря
Играющие по очереди (сдающий – последний) могут заказать игру по первому козырю словом "играю" или сказать "пас". После первого же заявления "играю" игра считается заказанной, а игрок, сделавший это заявление, – играющим.
В случае, если никто не заказал игру по первому козырю, игроки могут в той же очерёдности объявить козырем любую другую масть. Если же все трое снова сказали "пас", то карты пересдаются следующим игроком.
4. Досдача карт
После того, как один из игроков заказал игру (по первому козырю или в другой масти), сдающий доедает игрокам ещё по 3 карты в один круг. Таким образом у каждого игрока становится по 9 карт на руках.
5. Начисление очков
Очки начисляются за объявленные комбинации карт и сумму очков всех карт во взятках. За последнюю взятку начисляется 10 очков.
6. Комбинации
Каждый игрок имеет право заявить о наличии у него комбинации карт перед своим первым ходом. Очки будут начислены тому игроку, который имеет старшую комбинацию на руках.
7. Старшинство и достоинство комбинаций
Игроки могут объявить комбинации карт на руках:
Карты на руках
|
Очки
|
Название
|
4 валета
|
200
|
Двести валетов
|
4 девятки
|
150
|
Сто пятьдесят
|
4 туза
|
100
|
Сто
|
4 десятки
|
100
|
Сто
|
4 короля
|
100
|
Сто
|
4 дамы
|
100
|
Сто
|
5 карт одной масти подряд
|
100
|
Сто
|
4 карты одной масти подряд
|
50
|
Пятьдесят
|
3 карты одной
масти подряд
|
20
|
Терц
|
Король и дама козырной масти на одной руке (комбинация называется "белот") стоят 20 очков.
Комбинации, составленные из карт одного достоинства, старше комбинаций, представляющих собой последовательность карт в масти.
- Из двух комбинаций, составленных из карт одного достоинства, старше та, карты которой старше.
- Из двух комбинаций, представляющих собой последовательность карт в масти, старше та, которая длиннее. Если последовательность насчитывает более пяти карт, считается всё равно только пять.
- Из двух комбинаций равной длины старше та, которая начинается со старшей карты.
- Из двух комбинаций равной длины, начинающихся с равных по достоинству карт, старше козырная.
- Из двух комбинаций одинаковых по длине и старшинству карт в некозырных мастях старше та, которая была объявлена раньше.
Допускается, что одна карта, входящая в последовательность карт в масти, может входить составной частью в комбинацию, составленную из карт одного достоинства. Карты, составляющие "белот", могут входить в любые другие комбинации. Понятие старшинства к комбинации "белот" не относится.
8. Объявление комбинаций
Комбинации могут быть объявлены игроками до первого хода. Объявление делается лаконично, объявляется название комбинации: "двести", "сто пятьдесят", "сто", "пятьдесят" или "терц".
Если на одной руке объявлений больше одного, то сначала объявляется только одна комбинация. Если никто из партнёров не перебил сделанного объявления более старшей комбинацией, игрок, сделавший объявление, может объявить дополнительно все остальные имеющиеся у него на руках комбинации, при условии, что они младше комбинации, объявленной первой. Объявление комбинации "белот" можно сделать перед любым ходом, пока хоть одна из карт этой комбинации на руках у игрока.
9. Порядок выяснения старшинства комбинаций
Наглядный пример, когда комбинации есть у всех трёх игроков:
- Первый игрок объявляет: "Терц", – и делает первый ход.
- Второй игрок говорит: "Пятьдесят", – и тоже кладёт карту (терц первого игрока уже не считается).
- Третий игрок говорит: "Пятьдесят", – кладёт карту и ждёт уточнений от второго игрока. Уже понятно, что у двух игроков есть последовательность карт в масти равной длины. Нужно выяснить, какая из них старше.
- Второй игрок в этой ситуации должен назвать старшую карту своей последовательности. Он сообщает: "Король".
- Третий игрок, убедившись, что его комбинация старше, говорит: "Король козырный" (если бы его комбинация была младше, он не должен был бы называть свою, а просто сказал бы – "ваша старше" или "проходит"). После этого он делает полное объявление: «Пятьдесят "Король козырный" плюс терц "Туз пик"».
Противники вправе потребовать предъявить все объявленные комбинации.
10. Правила розыгрыша
Если игра заказана по первому козырю, игрок, имеющий на руках козырную семёрку, имеет право заменить её перед первым своим ходом на открытую карту, определившую масть первого козыря при сдаче.
Первым ходит игрок, сидящий слева от сдающего, каждый последующий ход делает игрок, взявший предыдущую взятку. Ходят всегда одной картой. На ход в масть игрок обязан класть масть. Если масти нет, обязан класть козыря. Если нет масти и нет козыря, – любую карту.
Козырь перебивать обязательно. Некозырную масть перебивать необязательно. Карта, побившая другие карты, или не побитая другими картами, берёт взятку. Игрок, которому принадлежала эта карта, берёт взятку себе.
11. Подведение результатов
По окончании розыгрыша подсчитывают очки, набранные каждым из игроков: очки объявленных комбинаций, сумма стоимости карт во взятках и 10 очков за последнюю взятку.
Если играющий набрал очков меньше хотя бы одного из двух других игроков, то его очки записывают себе противники, разделив их поровну.
Если играющий набрал равное с одним из противников количество очков, то противник записывает себе свои очки, а играющий не записывает. Эти очки приплюсует к своим тот, кто наберёт больше всех очков в следующей сдаче.
Если один из игроков не взял ни одной взятки (эта ситуация называется "капо"), то остальные игроки добавляют к своему результату по 50 очков. Объявления, сделанные не взявшим взяток игроком, не засчитываются.
Если "капо" получилось у двух игроков (все взятки взял один), то они не пишут ничего, а взявший все взятки добавляет к своим очкам 100 очков за двойное "капо".
Результат каждой сдачи приплюсовывается к общей сумме набранных в партии очков. Сдающим становится набравший наибольшее количество очков.
12. Конец партии
Партия считается законченной, когда один из игроков объявляет о том, что он набрал условленное (или большее) количество очков.
Игрок может объявить об этом:
- в любой момент розыгрыша после взятой им взятки (кроме последней) до следующего хода;
- в момент записи результатов, но не позднее следующей сдачи.
Если в момент записи результатов выяснилось, что условленное количество очков набрали два или даже три иг рока, то выигравшим считается игрок, взявший последнюю взятку.
Если ни один из двух набравших достаточное для объявления партии количество очков не взял последнюю взятку, то игра продолжается до тех пор, пока любой из игроков не объявит о своём выигрыше в установленном порядке.
Более подробную информацию об игре можно найти на следующих сайтах: