История оконных занавесей и штор насчитывает вот уже не одно тысячелетие. Среди дизайнеров бытует мнение , что именно благодаря шторам комната становится по-настоящему уютной. Невозможно себе представить жилище без штор, каким бы скромным ни было его убранство.
Как правило, люди предпочитают большие окна, что с одной стороны позволяет красиво подать шторы, а с другой - комната не выглядит чересчур тёмной. Еще в 1848 году карниз, как правило, красили и наносили позолоту либо использовали крашеную штангу. Оборка свисала с карниза, поддерживаемая двумя кольцами.
Шторы, оборки и драпировки изготовлялись из самых разных материалов, в состав которых входили натуральные волокна (лён, хлопок, шерсть). Богатый вид штор зависел как от внешней, так и внутренней отделки. Под словом внутренняя отделка подразумевался слой фланели, который служил дополнительной защитой от воздействия внешней среды и помогал добиться нужного "натяга" штор.Внутренняя отделка использовалась с тяжёлыми(парча, вельвет) и дорогими тканями (шерсть и шёлк), гораздо реже - с хлопком.
В 1850 году резные позолоченные или металлические с чеканкой карнизы пришли на замену "архитектурным" карнизам и штангам. Такие карнизы обычно украшались оборками, которые получили название "ламбрекен". К середине века ламбрекен стала неотъемлемым элементом актуального декора окна. Под шторы, как правило, вешались швейцарские или ноттингемские кружева.
Штанги для драпировки крепились к лепнине, украшающей окно. Однако в комнатах с низким потолком рекомендовалось располагать карниз и ламбрекен максимально высоко, чтобы не закрывать окно. Если окно было излишне узким, то выбирали штангу, которая бы выходила за лепнину на 15-20 сантиметров. Таким образом, окно визуально становилось шире, а комната - светлее.
Длина штор рассчитывалась таким образом, чтобы последняя доставала до пола после того, как уже были сделаны сборки. Сборки могли быть самыми разными, например шторы могли представлять собой длинную петлю из шёлка или шнур из шерсти, который подвешивался за крюк, висящий на уровне 1 метра выше пола. Также использовали специальные деревянные и металлические крепежи. К 1880 году архитектурные излишества, как, впрочем, и шторы до пола вышли из моды.
Обычно основой для штор являлись хлопок, лён и шерсть. Самый роскошный вид достигался путём использования разного вида парчи, сатина, тафты и плиса. Так как шёлк был недоступен людям из среднего класса, для украшения гостиных, столовых, и библиотек предпочтение отдавалось шерсти. В спальнях преобладали хлопок и ситец.
В приемных, как правило, использовали самые дорогие ткани, которым старались придать необычный внешний вид. В середине 19 века было принято выбирать шторы в соответствии с принципом "гармония в контрасте". Так декорировались общественные приемные.
В спальных комнатах господствовал принцип "гармония в аналогии". Какой бы материал не использовался, большинство критиков сошлись на мнение, что прозрачные шторы сами по себе мало привлекательны. Летом в комнату могли повесить лишь шторы и ламбрекен из кружева, но в другое время года окна требовали более серьёзного подхода.
В последней четверти 19 века стало модно вешать шторы в дверном проёме.
Источники информации :
shtory.ru - "История штор"
shtorgrad.ru - "Ис истории штор"
ru.wikipedia.org - матариал из Википедии -свободной энциклопедии