В процессе создания сочинения, отзыва, эссе, устного высказывания нужно обосновать основную мысль (тезис) соответствующими теме аргументами, цитатами и примерами, что вызывает трудности у школьников.
Здесь приведены примеры тезисов, цитат и аргументов по следующим темам:
1) Назначение литературы.
2) Литература и жизнь.
3) Положительные и отрицательные герои литературы.
4) Общечеловеческое значение литературы.
5) Авторский замысел и идея литературного произведения.
6) Различное восприятие литературного произведения.
7) Любовь к чтению.
Возможные тезисы:
1) Литература служит познанию мира и человека.
2) Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.
3) Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.
4) Общечеловеческое значение может приобрести произведение, сочетающее неповторимые народные и общечеловеческие качества.
5) Замысел и идея писателя могут расходиться.
6) Восприятие, оценка произведения зависит от уровня человеческого сознания.
7) Страстные любители книги никогда не одиноки.
Афоризмы, крылатые слова, цитаты:
1) Чтение — вот лучшее учение (А.С. Пушкин).
2) Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание (В.Г. Белинский).
3) Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь (Жорж Санд).
4) Литература воспринимает идеи общества и возвращает ему улучшенными или доведёнными до абсурда (В. Шаламов).
5) Литература есть сон — сон направленный и обдуманный (Л.Х. Борхес).
6) Наша литература резко делится на великую и плохую (А. Битов).
7) В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своём месте главный герой (Г. Гейне).
8) Литература — это новости, которые никогда не устаревают (Эзра Паунд).
9) Литература — это совесть общества, его душа (Д. Лихачёв).
10) У писателя только и есть один учитель — сами читатели (Н.В. Гоголь).
11) Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека (Л. де Бональд).
12) Кто уничтожает хорошую книгу, убивает сам разум (Дж. Мильтон).
13) Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель (Дж. Конрад).
14) Содержание моей книги — я сам (М. Монтень).
Аргументы:
1) Знакомство с журналистами, писателями, театральными деятелями помогло Крылову в юности расширить кругозор и пополнить своё образование. Юноша целиком и полностью разделял взгляды Радищева, изложенные в книге «Беседа о том, что есть сын отечества». Но новую книгу Радищева, где звучит призыв к возмездию, Крылов не принял: крестьянская революция — это «бунт бессмысленный и беспощадный». Молодой литератор выбрал для себя иной, мирный путь борьбы с деспотизмом и пороками. От острых памфлетов он переходит к басням. Должность писателя — заступаться за народ. Вот единственно возможный путь борьбы с общественным злом.
2) Каков смысл сцены с чтением Евангелия в романе Достоевского «Преступление и наказание»? Дело не в книге, которую Раскольников так ни разу и не раскрыл, но мысль промелькнула в нём: «Разве не могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?» Мысли Сонечки, подкреплённые чтением этой книги, органичны: «Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя». Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства, взгляды.
3) В «Автобиографии» Горький рассказывает о своей страсти к чтению. Вспыхнувшая страсть к чтению принесла много унижений, обид и тревог: хозяйка поднимала яростный крик, заметив, что свеча уменьшается. Чтобы прочитать быстрее, приходилось читать ночью. Вскоре Горький понял, что нельзя читать всё подряд, что книги делятся на плохие и хорошие. Однообразие «плохих» начинало раздражать. В настоящих книгах, где были люди, живые, правдивые стали для будущего писателя великим праздником.
4) Дом и город — традиционные составляющие булгаковского художественного мира в романе «Белая гвардия». Пространство романа — киевская квартира Турбиных. Мотивы уюта, одухотворённости, божественного тепла закрепляются предметами; скатерть, книга, очаг. Центр этого мира — книга Пушкина «Капитанская дочка» с наставлением беречь честь и достоинство. Дом, семья, духовные ценности остаются для большинства писателей главной надеждой на возврат нормальной жизни, на сохранение культуры.
Источник:
Дополнительно на Геноне: