В процессе создания сочинения, отзыва, эссе, устного высказывания нужно обосновать основную мысль (тезис) соответствующими теме аргументами, цитатами и примерами, что вызывает трудности у школьников.
Здесь приведены примеры тезисов, цитат и аргументов по следующим проблемам:
1) В чем смысл жизни?
2) Что такое свобода, добро, истина?
3) Счастье и совершенство.
4) Эволюция и революция.
5) Мировая бессмыслица и мировой смысл.
6) Самопознание.
7) Осмысление законов жизни.
Возможные тезисы:
1) Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья...
2) Свобода — это осознанная необходимость.
3) Счастье — это цель конечная, совершенство — бесконечная.
4) Основные противоречия жизни решаются путем естественного развития.
5) Бессмыслица — только исчезающая тень смысла.
6) Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
7) Живя во времени, мы живем в малом. Через малое мы соприкасаемся с вечным.
Цитаты:
1) Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни (Ф.М. Достоевский).
2) Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (К. Маркс).
3) Свобода — это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности (Ю. Бондарев).
4) Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано (И. Бунин).
5) Революция как Сатурн — она пожирает своих детей (Г. Бюхнер).
6) А что значит познать? Это значит увериться в чем-то, докопавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неизведанной глубины (Ю. Бондарев).
7) Тот, кто жил лучшими стремлениями своего времени, жил для всех времен (Ф. Шиллер).
Аргументы:
1) Какое переживание лирического героя выражено в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк»? Прежде всего это чувство тревоги, вызванное своей прежней поэтической деятельностью («духовной жаждою томим...»). И это чувство ответственности перед людьми, — чувство, обусловленное пониманием пророческой роли поэта. Поэт — такой же смертный человек, как и все люди. Но он отличается от них: ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Это дает право пророку «глаголом жечь сердца людей».
2) Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский). Евгений Базаров идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории. Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон»: Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.
3) В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять её трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей... Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для себя, что жить надо так, чтобы люди не жили независимо от их жизни, чтобы все они жили вместе.
4) Образ Мастера позволяет М. Булгакову в романе «Мастер и Маргарита» поставить проблему смысла творчества, ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью понимать, что есть благо, «угадывать» истину, узреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может помочь спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности любить, творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдерживает борьбы, отказывается от своего творения, сжигает его. Может быть, поэтому «он не заслужил света, он заслужил покой»? Каждый из героев Булгакова получает то, что ищет. И в этом высшая справедливость.
Источник:
Другие подборки тезисов, цитат и аргументов для сочинений на Геноне:
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Человек и родина»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Люби и защищай родину»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Нравственные качества человека»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения ЕГЭ на тему «Человек и научный прогресс»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Связь человека со своим народом»?
- Где найти тезисы, цитаты и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему «Отношение человека к культурному наследию»?
- Где найти тезисы, цитаты и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему «Честь и достоинство как высшие ценности человека»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения ЕГЭ на тему «Роль искусства в духовной жизни общества»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения ЕГЭ на тему «Нравственная ответственность человека за судьбу мира»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения на тему «Смысл человеческой жизни»?
- Где найти примеры тезисов, цитат и аргументов для сочинения ЕГЭ на общую тему «Литература, книги, чтение»?
- Где найти тезисы, цитаты и аргументы для сочинения ЕГЭ на общую тему «Язык и общество»?
Дополнительно на Геноне: