Гобелен (от французского gobelin) или шпалера — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.
Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды — прообразы современной шпалеры.
Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, греков, персов, скифов. Когда-то гобелен был преимущественно функциональной частью интерьера, например служил навесом и утеплителем помещений, а заодно и декоративным украшением — настенным ковром, панно. В отдельных случаях гобелен заменял стены. Шатры кочевников — хороший тому пример.
В Средние века широкое распространение получило искусство тканых шпалер, неотъемлемого элемента рыцарских замков. Самые ранние шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранять в них тепло.
Средние века в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель. Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные мастерские. Шпалеры вошли в моду, ими декорировали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Интереск шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы шпалер писали Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк.
В XVII веке Людовик XIV купил ткацкую и красильную мастерские и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру». Ее главным зданием стала бывшая мастерская известных с XV века красильщиков Гобеленов (Gobelins). Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника на специальных ручных станках. Высокие художественные достоинства гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами сделали их настолько популярными, что так стали называть вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и европейских стран, а в XIX веке — вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (гобеленовые ткани).
Гобелены обычно изготавливаются одиночные или комплектами. Комплект гобеленов — это группа индивидуальных гобеленов, схожих по сюжету, стилю и изделию, предназначенных для вывешивания вместе. Проектирование комплектов получило наибольшее распространение в Европе, начиная со Средних веков вплоть до XIX века. Комплект XIX века «Жизнь Луи XIV», разработанный королевским художником Шарлем ле Бруном, включал в себя 14 гобеленов и 2 дополнительные вставки. В XX веке число составных частей комплектов было значительно меньше. К примеру «Полинезия», дизайн которой принадлежит современному французскому художнику Генри Матиссу, состоит лишь из двух частей, и «Мон-Сан Мишель», сотканный на основе картона современным гравером и скульптором Генри-Джорджи Адамом, является триптихом (состоит из 3-х вставок). Вплоть до XIX века в Европе гобелены обычно заказывали комплектами. Обычно заказ включал в себя не только настенные украшения, но также гобеленные ткани для обивки мебели, покрытия кушеток, создания балдахинов для кроватей и другие предметов интерьера. Однако большинство западных гобеленов использовалось как средство мобильной монументальной декорации для больших архитектурных поверхностей.
Позднее появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке — и вертикальном — на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение объёма.
Изображение копировалось с картона — подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько гобеленов, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.
В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.
Машинные гобелены — это произведение искусства, только уже искусства XXI века — включающее в себя как и традиционную живопись эскиза, так и современную компьютерную графику, позволяющую передать на текстильном полотне подлинное дыхание задуманной художником картины.
Настоящая разница между машинным гобеленом и «ручным» гобеленом — это очень короткий срок производства и 100% схожесть с оригинальным эскизом (чего невозможно добиться при ручном ткачестве).
Как формируется цена на гобелен?
На создание дизайна гобелена может уйти два-три месяца. Это длительный и трудоёмкий процесс переноса эскиза (или фотографии) в цифровую графику с последующей обработкой изображения и компьютерной настройкой жаккардового плетения. Чтобы добиться нужного оттенка цвета, дизайнер тестирует множество вариантов сотканных по его настройкам шкал цветов из нитей различных составов. В производстве гобеленов используются самые высококачественные и, самые дорогие нити, чтобы сотканный гобелен как можно дольше хранил свою первоначальную форму и свои цвета.
Какой должен быть уход за гобеленами?
Рекомендуется чистить гобелены в химчистке 1 раз в 10 лет. Никакого другого ухода не требуется. Что касается выгорания на солнце, то гобелены, благодаря высокому качеству используемых нитей, не подвержены воздействию солнечных лучей
Источники информации:
Дополнительно на Геноне: