Михаил Васильевич Ломоносов — не только выдающийся естествоиспытатель, но и значительный философ-материалист ХVIII века. Свое мировоззрение и систему естественно-научных взглядов Ломоносов называл «корпускулярной философией».
В бытность Ломоносова в Московской славяно-греко-латинской академии ректором там был архимандрит Герман Концевич, а префектом — Софроний Мегалевич, за латинскую азбуку посадил его иеромонах Модест Ипполитович. В 1730 году его перевели в латинский грамматический класс Германа Канашевича; синтаксис преподавал ему белец Тарасий Посников; в российской и латинской поэзии наставлял иеромонах Феофилакт Кветницкий; слушал риторику у иеромонаха Порфирия Крайского, который после этого занял место ректора училища. Академик Я.К. Грот в своей речи на праздновании в Академии наук юбилея М В. Ломоносова 6 апреля 1865 года отмечает: «К счастию Ломоносова, классическое учение Спасских школ поставило его на твёрдую почву европейской цивилизации: оно положило свою печать на всю его умственную деятельность, отразилось на его ясном и правильном мышлении, на окончености всех трудов его».
М.В. Ломоносов был одним из учеников Х. Вольфа, хотя и не разделял некоторых его натурфилософских воззрений. (Христиан фон Вольф (1679–1754) — знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта.) Ломоносов знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта («Декарту мы особливо благодарны за то, что он ободрил ученых людей против Аристотеля и прочих философов — в их праве спорить — и тем открыл дорогу к свободному философствованию»).
Ломоносов полностью разделял теорию Гюйгенса о волновой природе света, на его физические взгляды повлияли представления выдающегося математика и физика Л. Эйлера, внесшего значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Известно об оживлённой переписке Эйлера с Ломоносовым, в творчестве которого Эйлер высоко ценил «счастливое сочетание теории с экспериментом».
Наиболее полно дидактические идеи М.В. Ломоносова отражены в «Проекте регламента Московских гимназий» и в «Проекте регламента Академической гимназии», которые имеют много общего между собой. Эти документы раскрывают подход М.В. Ломоносова к разработке проблем организации школьного дела в стране. Процесс обучения М.В. Ломоносов рекомендовал строить на основе определенных принципов. В решении этого вопроса он использовал опыт школ Украины и Белоруссии, теоретические посылки Яна Амоса Коменского. Однако ученый пошел дальше и рассмотрел главные принципы обучения, основываясь на теории познания и с учетом психологии детей.
Источники информации:
Дополнительно в базе данных Генона о М.В. Ломоносове: