Смертный грех — так некоторые представители христианства называют грехи, которые, по их утверждению, ведут к гибели души.
Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека. В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32)
Семь смертных грехов. Происхождение
В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:
- гордый взгляд;
- лживый язык;
- руки, проливающие невинную кровь;
- сердце, кующее злые замыслы;
- ноги, быстро бегущие к злодейству;
- лжесвидетель, наговаривающий ложь;
- сеющий раздор между братьями.
Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.
Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).
В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).
Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth).
Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смерных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен.
Семь смертных грехов:
- Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
- Зависть. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди.
- Гнев. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
- Леность, лень, праздность, уныние. Избегание физической и духовной работы.
- Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.
- Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.
- Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Страстное желание плотских удовольствий.
Источники информации:
Дополнительно на Геноне: