Ностальгия (от греч. nostos — возвращение и algos — боль) — это тоска по родине, по родному дому; тоска по чему-нибудь утраченному, ушедшему. Одновременно современные словари русского языка фиксируют ещё одно значение термина — «тоска по прошлому», чаще всего по детству. Традиционно ностальгия сочетается с состоянием одиночества, грусти, ощущением взаимной отчужденности от себя самого, с одной стороны, и своего социального окружения вкупе со средой обитания, с другой стороны.
Термин был предложен швейцарским врачом Иоганном Хофером в 1688 году. Длительное время ностальгия считалась болезнью (так она трактуется и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля). Философия, психология и социология стали интересоваться ностальгией лишь в первой половине XX века. Развивая идеи Анри Бергсона, ученик Дюркгейма Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает. В этом заключается парадокс ностальгии: люди тоскуют даже по ужасным периодам прошлого.
Вопрос о том, какие события лучше запоминаются: связанные с положительными (ностальгические воспоминания) или отрицательными эмоциями, — является дискуссионным. П.П. Блонский в работе «Память и мышление» пришёл к заключению, что дольше всего помнится неприятное. Большинство же других авторов пришли к противоположным выводам. Так, исследование В.В. Нурковой показало, что «в нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдаётся позитивным событиям, что отражает индивидуальную избирательность автобиографической памяти (исключение составляют только двое из 60 человек)».
Новиков Е.В., исследуя отношение к ностальгии в различных культурах и в истории философии, пришёл к выводу, что за некоторым исключением ностальгия в них оценивается положительно. По словам А.А. Гусейнова, «многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной признак деградации они усматривали в том, что люди всё больше отдают предпочтение материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились остановить губительный, с их точки зрения, процесс смешения критериев».
Говоря об этическом смысле ностальгии, о её роли в принятии человеком моральных решений, Е.В. Новиков относит её к типам моральной рефлексии, однако считает, что вопреки расхожему мнению нравственные последствия ностальгии неоднозначны. Например, К. Ясперс описал случаи убийства детей юными нянями-провинциалками, которые избавлялись от своих подопечных в надежде, что после этого смогут вернуться на родину, поскольку нянчить будет некого. И.М. Савельева и А.В. Полетаев полагают, что «фетиш прошлого… очень многое определил в содержании немецкого национал-социализма… Будущее, согласно фашистской политической программе, должно было быть завоёвано путём обращения к прославленному, сословно-народному прошлому».
В целом же, согласно Е.В. Новикову, ностальгия играет позитивную роль в жизни человека и общества: способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляет связь с ранними этапами его жизни, с «корнями», формирует моральные идеалы, сохраняет моральные ценности прошлого и обеспечивает преемственность традиций, «примиряет» в общественном сознании прошлое с настоящим, стабилизирует отношения между оппонентами в споре («породнив» их между собой через общее прошлое), «ломает» коммуникативные барьеры между людьми и т.д.
Невозможное в полном объеме преодоление ностальгии частично обеспечивается в современном обществе благодаря ряду процессов:
- постепенному формированию всемирного информационного поля (спутниковое TV, компьютерные сети), а также эволюции персональных средств связи;
- стандартизации потребляемых продуктов питания и предметов первой необходимости;
- унификации условий проживания людей — «мигрантов по своей воле» в различных частях света — (например, сеть отелей «Хилтон» по всему миру и т.п.).
Психическое измерение состояния ностальгии, обусловленное спецификой протекания индивидуальных процессов рефлексии, самосознания и самопознания у разных людей, вряд ли в принципе преодолимо в полном объеме.
Источники информации: