Правила игры Играют двое. Каждый задумывает и записывает тайное 4-хзначное число с неповторяющимися цифрами. Игрок, который начинает игру по жребию делает попытку отгадать число. Попытка это 4-хзначное число с неповторяющимися цифрами, сообщаемое противнику. Противник сообщает в ответ, сколько цифр угадано вообще и сколько угадано вплоть до позиции в тайном числе. Например
- Задумано тайное число 3219
- Попытка 2310
- Результат две «коровы» (две цифры 2 и 3 угадано) и один «бык» (одна цифра 1 угадана вплоть до позиции)
Игроки делают попытки угадать по очереди. Побеждает тот, кто угадает первым.
Алгоритм
Большинство известных алгоритмов суть вариации алгоритма полного перебора с определённой эвристикой. В связи с тем, что количество вариантов не столь велико и схема прямого перебора элементарно реализуется, компьютер играет в «быки и коровы» намного сильнее человека. Чем больше знаков в числе, тем больше разница в силе игры человека и компьютера.
Вариации
В упрощенном английском варианте игры Mastermind (приблизительный перевод гениальный отгадчик) задумываются цифры от 1 до 6, причём цифры могут повторяться.
В усложнённом варианте может использоваться 5, 6 и более -значное число. В настольном варианте игры вместо чисел загадывается один из шести цветов или шести предметов.
Существует вариант игры со словами. То есть игрок загадывает слово, обычно из 5 букв (в именительном падеже единственном числе по правилам игры балда) и задача противника угадать его, используя в качестве попыток такие же корректные слова из словаря русского языка.
Дополнительно: