Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX–XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
История праздника Рождества Христова
В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря.
Даты празднования в различных церквях
Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т.н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.
Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который совпадает с современным григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».
Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.
В Армянской церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.
Канонические тексты о рождении Иисуса Христа
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:
«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк. 2:4-7)
Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк. 2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или в гостинице). (Мф. 2:1-11)
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф. 2:16).
Определение даты рождения Иисуса
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т.п. ) не привели к какой-либо конкретной дате. Многие исследователи считают, что Иисус родился между 7—5 годами до н.э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н.э. , когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 1 г. до н.э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н.э. (по другим данным, в 1 г. до н.э. )
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс, «библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что “были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего”, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада».
Многие исследователи согласны с тем, что Иисус был рожден приблизительно осенью, в период праздников Господних месяца тишри. Одним из путей, приводящих к такому выводу, является повествование из первой главы книги Луки, связанное с рождением Иоанна Крестителя. По книге 1 Параллипоменон, 24 можно определить, в какое именно время Захария, отец Иоанна Крестителя, принадлежащий к священническому семейству Авия, служил в храме. Также известно, что шесть месяцев спустя, ангел Гавриил посетил Марию, и она зачала от Духа Святого. Эта информация приводит нас к седьмому месяцу еврейского календаря — тишри (сентябрь — октябрь). То есть, рождение Иисуса могло совпасть со временем праздника Суккот, который проходит с 14 по 22 тишри. Согласно некоторым представлениям, этот праздник прообразно указывает на мессианское Тысячелетнее Царство.
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.
Зимнее солнцестояние
День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов, начиная, по крайней мере, с эпохи неолита. Это доказывают сохранившиеся археологические памятники, такие как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур, в том числе у славян (Великдень). С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник «рождения бога Солнца». Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йоль), поклонники культа Митры, и др. В Римской империи времён раннего христианства также существовал подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti). По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово.
Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов и мучеников указано: 25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского (natus Christus in Betleem Judeae).
К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества — 25 марта.
Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.
Источники и дополнительная информация:
Дополнительно на Genon.ru: