Святки, т.е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святыми вечерами в память рождества и крещения Иисуса Христа.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе исповедания христианства, в некоторых восточных церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Богоявления является сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни между 25 декабря и 6 января, и эти дни как бы составили единый день праздника.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина, произнесенных им с 25 декабря по 6 января, а также «Слова» Амвросия Медиоланского и Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом преподобного Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому в дни святок нет постных дней, «ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях» и не совершается венчание. Это было подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым Турским собором (567 г.) все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого были направлены 61 и 62 правила Шестого вселенского собора.
В канун зимнего солнцеворота гадали о будущем. То, что было в глубокой древности торжественным обрядом языческих жрецов, стало на Руси святочной девичьей забавой. Церковь осуждает суеверия, не признаёт гадания. Но и сами гадальщицы обычно относились к святочным обрядам, как к игре. Игра эта не открывала будущего, но в ней было много пения, блеска, святочного снега, смеха, надежды на счастье.
Ещё один святочный народный обычай — колядование. Колядовать ходили по селу, пели под окнами песни — колядки, которые могли быть смешливыми и таинственными, длинными и короткими, похожими на былины или на частушки. Но в каждой из них славят хозяев дома, поздравляют с Рождеством Христовым и просят одарить пирогами, сладостями или мелкой монетой.
Источники и дополнительная информация:
Дополнительно на Genon.ru: